Урок 10. 27 февраля — 4 марта. Павел и восстание


«Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: „поглощена смерть победою“» (1 Кор. 15:54).

Вступление

1 Кор. 12:29–31

— Я не знаю, что делать! — Генри взмахнул руками и беспомощно посмотрел на своего брата Джона. — То есть я знаю, как это строится, но у меня нет ни малейшего представления о том, как выставить углы.

Джон стоял, глядя на участок земли, на котором Генри, работающий подрядчиком, планировал заложить фундамент под геокупол. Основание должно было иметь десять сторон и ни одного прямого угла. Генри с легкостью мог залить фундамент, но слабое знание математики не давало ему возможности правильно рассчитать расположение углов или диагоналей.

— Хочешь, я найду тебе углы? — предложил Джон.

Генри с удивлением повернулся к нему:

— Ты можешь?

— Конечно, но фундамент заливать тебе. Этого я сделать не смогу.

— Без проблем, — пообещал Генри. — Мне нужна помощь только для того, чтобы выставить углы и рассчитать длину диагоналей. Когда это будет сделано, дальше я сам разберусь.

Итак, Джон схватил калькулятор и стал высчитывать углы и диагонали для разметки фундамента. На следующий день он пришел на участок, где работал Генри, и принес свои расчеты. Используя полученные данные, они тщательно отметили все углы и стороны. Отметка последней стороны идеально совпала с первым отмеченным ими углом. Джон все рассчитал правильно.

— Вот теперь мы можем залить фундамент! — радостно воскликнул Генри.

Вскоре бетон схватился, и фундамент был готов.

— Спасибо за помощь, Джон. Я бы не справился без тебя, — поблагодарил Генри брата.

В 1 Кор. 12 Павел говорит, что Церковь Божья — это тело, и каждый человек в церкви имеет особый дар, который помогает телу функционировать. Если бы у всех был один и тот же талант, церковь бы функционировала так же, как тело, состоящее только из одного органа, — то есть перестала бы действовать.

Как Генри и Джон объединили свои усилия, так и народ Божий должен трудиться как единый организм. Используя свои уникальные таланты и сильные стороны для достижения общей цели, мы станем Божьими руками и ногами, отправляясь в мир, чтобы рассказать другим об Иисусе и о том, как защититься от нападок сатаны. Вокруг нас идет великая борьба добра и зла, и у нас есть оружие и способности для того, чтобы создать армию под командованием Бога. Если мы будем твердо стоять во Христе, нашем основании, мы будем действовать как единый организм, который во главе с Богом, нашим главнокомандующим, окончательно победит последнего врага — смерть.

Кейти Тёрк, Линкольн, Небраска, США

Доказательство

Мф. 23:13; Ин. 3:3; Рим. 5:12; 1 Кор. 12:2; 15:47.

Мы рождены во грехе от плоти и крови (Рим. 5:12). Поэтому мы одерживаем победу, когда рождаемся свыше: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Фраза «родиться свыше» происходит от греческого слова gennaō, имеющего значение «родиться», и другого слова anōthen, что значит «свыше или с высокого места».

Когда Моисей получил Божий Закон на Синае и передал его Божьему народу, люди смогли осознать последствия греха. Начиная с того времени, мы четко видим последовательность событий, ведущих ко кресту, а также становимся свидетелями невероятных духовных озарений, нисходящих на нас по благодати Божьей. Именно благодаря Его благодати мы имеем силу отказаться от ловушек, расставляемых нам ведущими к саморазрушению обычаями этого мира, которые уводят нас от Него и Нового Иерусалима. «Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас» (1 Кор. 12:2). Сатана до сих пор стремится помешать Божьему народу войти в Царство Небесное, так же, как он делал это с помощью книжников и фарисеев во дни Иисуса: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо´дите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23:13).

Павел рассказывает о своем понимании событий, чтобы мы сегодня также смогли войти в Царство Божье. «Одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть» (Рим. 5:12). С этого момента грех и смерть распространились до самых дальних уголков земли. Однако Павел напоминает нам: несмотря на то что грех и смерть крепко держат в своих руках нашу планету, нам не нужно отчаиваться. Благодать Божья сильна разрушить оковы греха. «Благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих» (Рим. 5:15). «Так были приняты меры предосторожности, чтобы справиться со всем тем злом, что вошло в мир после грехопадения Адама, меры настолько всеобъемлющие, насколько велик был масштаб разрушений, вызванных грехом».

ДИСКУССИЯ

1. Что еще сообщает нам Новый Завет о хитростях сатаны и о «рождении свыше»?

2. Какие жизненные примеры победы благодати Божьей над грехом вы можете привести?

Аманда Джейн Берг, Линкольн, Небраска, США

Слово

Мф. 7:24–27; Рим. 5; 1 Кор. 3:4–17; 6:15–20; 1 Кор. 12 и 15.

Адам и Иисус (Рим. 5)

Когда Бог создавал этот мир, первым Он сотворил мужчину, назвал его Адамом и передал ему владычество над всей землей (Быт. 1:26). Будучи первым представителем своей расы, Адам поистине был «сыном Божьим» (Лк. 3:38, New International Version Bible). Несмотря на чудесные преимущества пребывания в своем саду, который был для них домом, Адам и его жена предпочли не послушаться Божьего повеления, касавшегося дерева жизни. Позже они были изгнаны из сада, из своего дома. В результате каждый человек находится под проклятием греха. Давид даже восклицал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Павел использует контекст этого стиха, чтобы помочь своим читателям понять, какую роль играет в их спасении Иисус. Так же, как первый грех принес смерть человеческой расе, так праведная жизнь Иисуса несет нам свободу и спасение. Жизни всех троих — и Адама, и Евы, и Иисуса — произвели глубочайшие изменения в существовании человеческой расы. В конечном счете Иисус одержал победу там, где Адам и Ева потерпели неудачу. Сын Божий стал первенцем из спасенных благодаря Его воскресению (1 Кор. 15:23).

«Строительство» Церкви (Мф. 7:24–27; 1 Кор. 3:4–17; 6:15–20)

Павел часто использует иллюстрации, чтобы помочь своим слушателям лучше понять весть, которую он проповедует. Первые последователи Христа стремились соотнести себя со своим духовным наставником. Павел высказывался против этого, подчеркивая роль и простых людей, и церкви в спасении. У каждого человека свое предназначение в этом деле. Однако взращивает именно Бог (1 Кор. 3:6, 7). Кроме того, необходимо помнить, что мы — просто Божьи инструменты, помогающие совершать процесс спасения, и наша преданность и нежность должны быть обращены к Богу, а не к людям или сообществам.

Павел также подчеркивает, как важно средоточием своей жизни избрать Христа, сравнивая это со строительством дома. Чтобы построить дом должным образом, необходимо сначала заложить прочный фундамент. Только после этого можно строить остальное. Непременно будут бури и ураганы, и только крепкий фундамент сможет удержать все строение. Подобно этому Иисус — наше единственное безопасное и надежное основание, которое сможет помочь нам пережить жизненные шторма.

Наконец, Павел объясняет значение, которое имеет тело человека как место пребывания Святого Духа. Так же, как скиния была физическим местом пребывания всемогущего Бога, так и наши тела — сосуды, которые наполняет Дух Святой. Поэтому Святой Дух заслуживает величайшего уважения с нашей стороны (1 Кор. 3:16, 17).

Церковь как Тело (1 Кор. 12)

В 1 Кор. 12 Павел еще глубже рассматривает единство и организованность, которых Бог ждет от Своей Церкви. Разнообразие духовных даров и талантов, получаемых Церковью, может стать потенциальным источником разногласий и разобщения. Поэтому Павел начинает с напоминания слушателям о том, что Святой Дух является в Церкви объединяющим фактором, наделяя верующих талантами и духовными дарами, как считает нужным (1 Кор. 12:11).

Дух также способствует развитию сотрудничества, существующего в Божьей Церкви. Подобно человеческому телу, Церковь состоит из множества различных частей, каждая из которых выполняет свою особую функцию. Сила тела заключается в единстве его частей и в том, чем оно занимается. Это же относится и к Церкви (1 Кор. 12:17–26). Чтобы выполнить задачи, которые Бог ставит перед Церковью, верующие должны организованно и сообща трудиться под руководством Духа Святого, выясняя при этом, какими дарами и талантами наделен каждый член церкви, и благодаря за них Бога.

Доспехи Божьи (Пс. 1:5; Ин. 1:14, 17; 4:24; 8:31, 32; 14:6; Еф. 6:11–17; Откр. 1:5, 6; 2:10)

Павел продолжает объяснять, как важно быть готовыми к духовной войне, с которой должен столкнуться каждый, следующий за Богом. Как воин не идет воевать без своих доспехов и оружия, так и народ Божий должен быть в курсе событий, готовый к реальности духовной войны. В Еф. 6 Павел делает акцент на значимости истины, праведности, распространения Благой вести, веры, спасения и Слова Божьего в битве верующего против известных духовных реалий. Павел также описывает, как обстоит ситуация с духовной войной, напоминая своим слушателям о том, что битва идет не с человеком, а с силами духовной тьмы (Еф. 6:12).

Последний враг (1 Кор. 15:1–18, 23–26, 45–53)

С тех пор, как Адам и Ева ослушались Бога, смерть была неизбежным исходом для всего человечества. Давид передает в Пс. 48 свое отчаяние, восклицая: «Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим» (Пс. 48:11). В 1 Кор. 15 Павел рассуждает о воскресении Иисуса и значении этого события для верующих. Он напоминает нам об окончательной победе Христа, о том, что всякая сила будет подчинена Ему, даже смерть. В книге Откровение мы видим сцену, повторяющую эти слова, когда смерть и ад повержены в озеро огненное (Откр. 20:14). Павел обнадеживает своих читателей, говоря об уверенности в победе Иисуса, об их воскрешении при Его втором пришествии и об окончательном уничтожении смерти.

ДИСКУССИЯ

1. Что значит жить, будучи духовно готовым, действительно облачившись во всеоружие Божье?

2. Как можно понять, является ли Иисус основанием вашей жизни? Если ваша жизнь не сосредоточена на Нем, как можно этого добиться?

3. Назовите различные части тела современной Церкви. Отличаются ли наши духовные дары от описанных в 1 Кор. 12? Если да, почему и как это произошло?

Дэвид Димер, Линкольн, Небраска, США

Свидетельство

Кол. 1:22, 23

«Всякий истинный служитель Божий чувствует груз ответственности за духовный рост верующих, находящихся на его попечении, и страстно желает видеть их соработниками. Он понимает, что от верного исполнения дела, порученного Богом, в значительной мере зависит благополучие церкви. Ревностно и неустанно стремится он вдохновлять верующих на то, чтобы приобретать души для Христа, помня о том, что каждый новый член церкви должен стать орудием Бога в осуществлении плана спасения».

«Теперь, разделив участь Павла-узника, он лучше, чем когда-либо, понял, что приобрести Христа — значит получить неоценимую прибыль, а приобрести мир — значит потерять все и, главное, душу свою, ради искупления которой была пролита кровь Христа. В суровых испытаниях, среди враждебного окружения Марк оставался твердым и мудрым помощником апостола, которого тот особенно любил».

«Он [Павел] говорит о жертве, принесенной за падшее человечество, о ее ценности, объясняет, что было сделано все необходимое, чтобы человек однажды смог воссесть вместе со Христом на престоле Божьем».

Павел смог вынести узы заключения, побои, оскорбления и смерть, потому что его поддерживали мысли о спасении. Эти же мысли побуждали его рассказывать другим о Христе. Благодаря его усилиям спасение стало основной задачей миссии первоапостольской Церкви. Христос и Его распятие стали гимном Церкви.

Как адвентисты седьмого дня мы верим, что в нашем арсенале есть множество драгоценных библейских истин, о которых мы должны поведать миру. Для чего? Все возвращается к плану спасения. Без него не было бы ни закона, ни благодати, ни спасения, ни надежды, ни праведности.

Поэтому, когда вы проповедуете истину или приводите кого-то к престолу Божьему, спросите себя: «Что мною движет? Считаю ли я спасение основной задачей своей миссии?» Если да, тогда нет предела тому, что Христос может совершать через вас. «Христос, небесный Искатель, ищущий хороших жемчужин, видел в погибшем человечестве ценную жемчужину. В человеке, запятнанном и обезображенном грехом, Он увидел возможности искупления».

ДИСКУССИЯ

1. Как мы можем каждый день осуществлять спасение в своей жизни?

2. Почему для нашей веры так жизненно необходимо понимать основную задачу своей личной миссии?

Джей-Фиа Ривз, Хьюстон, Техас, США

Практика

Нав. 10:8; 1 Кор. 12:12–26; Еф. 6:11–24.

«Просто скажи, что мне не нужно выкуривать эту сигарету!» — умоляла меня подруга, яростно борясь сама с собой. Да. Мы живем в зоне военных действий, и дьявол играет нечестно. Если мы пали духом, он будет искушать нас забыть свои печали, потакая своим слабостям. Если мы в приподнятом настроении, он смешает нашу радость с мирскими удовольствиями. Если наши отношения со Христом в самом расцвете, он попытается заставить нас поверить, что Библия — это просто сказки. Мы по опыту знаем, что духовная война реальна. И, понимая, что она подходит к концу, сатана нападает на нас, не раздумывая. Но и Христос сражается в полную силу. В Библии Он оставил для нас пример стратегии, которая поможет нам одержать верх.

Всеоружие Божье. Даже без какой-то одной его части мы будем уязвимы перед «пулями» сатаны. Пояс истины стоит первым в списке, потому что он — основание всего. Он удерживает все части доспеха вместе. Чтобы иметь шанс на победу, мы должны каждый день ходить в истине Божьей.

Броня праведности. Броня защищает сердце воина. Броня праведности «сохранит верующего и защитит „важнейшие органы” духовной жизни».

Обувь благовествования. На войне земля покрыта множеством острых предметов, мешающих идти. Поэтому просто необходимо иметь обувь благовествования. Благая весть Евангелия дает нам силы продолжать идти вперед, несмотря на попытки сатаны сломить наш дух.

Щит веры. Он защищает нас от «пуль» сатаны. Сомнения могут подорвать наше доверие к Богу, но вера защитит нас.

Шлем спасения/меч духовный. Шлем спасения сохранит нас от недоброго извне и не допустит потерять то хорошее, что мы имеем. Когда нас охватывают сомнения, нужно ухватиться за уверенность в спасении и, достав духовный меч, вступить с ним в бой. Меч символизирует Слово Божье. Это единственное оружие нападения в нашем арсенале.

Тело Христа (Церковь). Это «оружие» дает нам силы продолжать сражаться. Благодаря ему мы не перестаем надеяться, когда все вокруг рушится. Мы с вами есть Тело Христа, и каждый и нас играет важную роль.

На войне никогда не сражаются в одиночку. Христос совсем не хочет, чтобы мы противостояли врагу только своими силами. Братья и сестры, мы ведем ожесточенную войну. Но, подобно Иисусу Навину, нам также была обещана победа. «Не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицом твоим» (Нав. 10:8).

Натали Брузон, Алтамонте-Спрингс, Флорида

Мнение

Ис. 25:8, 9

Я — двадцатидвухлетняя студентка колледжа, и мне еще многое предстоит узнать о жизни. Меня еще ждет работа в полную смену или необходимость оплачивать все свои счета. Мне еще предстоит пережить потерю близкого человека или испытать всю радость (или муки) семейной жизни. Я не знаю, каково это — жить, когда вокруг война, крайняя нищета или то общество, в котором я относилась бы к группе меньшинств из-за этнической принадлежности или языка. Я не знаю, каково это — иметь свой счет в банке или не иметь опыта невероятного восторга (и в каком-то смысле зависимости) при виде бесплатной еды. Я понимаю, что передо мной открывается море возможностей и что я все еще сущий младенец в огромной вселенной.

Однако в моей жизни есть опыт, который значим и ценен для меня. Я любила и была любима. Я лгала, и мне лгали. Я терпела неудачу и добивалась успеха, нуждалась в прощении и даровала его. Я чувствовала руку Бога, слышала шепот Святого Духа и не обращала никакого внимания на Их помощь. Я бунтовала и буду делать это вновь. Я была спасена и продолжу переживать опыт своего спасения снова и снова. Слова этого стихотворения запали мне в душу, история автора — эхо моей:

«Спустя столько лет я снова в комнате с высокими потолками.

Позади океаны, и тени холмов, и звуки лжи,

Позади потери и звуки шагов на лестнице,

Позади поиск, и ошибки, и то, что было забыто.

Я пришел сюда, думая найти

Только тех, кто мне знаком.

Наконец я увидел тебя.

Ты сидела вся в белом,

Уже ожидая меня.

Ты, о которой я слышал

Сам, от начала,

Ради которой не раз

Я открывал дверь

И верил — ты недалеко».

Каждый из нас может рассказать свою историю о бунте и воскресении. Нам нужно знать истории других, как нужна чистая вода и теплый солнечный свет. Человечество процветает, образовывая содружества и наслаждаясь царящей в них гармонией, и в то же время умирает от отчужденности. Однако как бы дальше ни сложилась моя жизнь, я знаю, что для меня все закончится не бунтом, а спасением. Я очень хочу, чтобы ваша история тоже закончилась именно так.

Сара Вентура, Линкольн, Небраска, США

Исследование

2 Кор. 11:2; Еф. 5:27; 1 Пет. 2:9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Апостол Павел приводит в своих посланиях различные метафоры, касающиеся разных аспектов христианской жизни. Все они сосредоточены вокруг победы Христа, которую Он одержал ради нас. Благодаря Ему мы спасены от греха и последствий неповиновения Адама. Будучи искупленными, мы можем трудиться вместе как «Тело Христово». Иисус приготовил для нас духовное оружие, а в Его воскресении мы черпаем нашу уверенность в том, что смерть побеждена. Он приглашает нас сначала принять и испытать в своей жизни преимущества спасения, а затем поделиться с другими благой вестью о Его искупительной миссии.

ЗАДАНИЯ

Изучите, как функционирует одна из частей или систем тела (например, ступня или нервная система), и, используя полученные сведения, дайте более глубокое объяснение метафоры «Тело Христово». Как могут различные виды служения или дары быть подобны различным частям тела?

Сделайте рисунок или подготовьте постер, который показывает, как каждая сфера нашей жизни должна быть сосредоточена на Христе и Его искупительной работе.

Перечислите в списке, какие отношения между людьми могут привести к возникновению противоречий и разделению в «Теле Христовом». Как каждый пункт из списка связан с непослушанием? Как эти отношения можно изменить с помощью вести о спасении?

Пролистайте сборник гимнов или песенник и посмотрите, сколько гимнов или песен относится именно к тем концепциям, что мы изучали на этой неделе. Прослушайте, сыграйте или спойте пару своих любимых.

Объясните своему другу, не верующему во Христа, идею «Тела Христова». Спросите его, насколько, по его мнению, жизнь христиан соответствует этому идеалу и как он относится к тому, чтобы стать частью сообщества, которое действительно являет собой пример подобных отношений.

Напишите эссе или короткий рассказ, взяв за основу одну из метафор, представленных в уроке этой недели.

Выберите вид спорта или другой деятельности, где требуется защитная экипировка. Придумайте сценку или монолог, в котором было бы показано, как эта экипировка может быть похожа на «всеоружие Божье», описанное Павлом.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Пс. 83:12; 2 Кор. 12:10; Еф. 2:8, 9.

Деяния апостолов, гл. 30 «Призванные стремиться к лучшему».

К. С. Льюис. Просто христианство, кн. 3, «Христианское поведение».

Matt Chandler, Recovering Redemption: How Christ Changes Everything (Lifeway, 2014).

A. W. Tozer, The Pursuit of God (WingsSpread Publishers, 2006).

Шэрон Райт, Силвер-Спринг, Мэриленд, США

Click here to learn more

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ I квартал 2016 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI