СШ

Субботняя Школа

Урок 11. 5–11 марта. Петр и великая борьба

"Восстание и искупление" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надiя

CШ I квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

1 Пет. 2:9, 10; Втор. 14:2; 1 Пет. 4:1–7; 2 Пет. 1:16–21; 2 Пет. 3:3–14; Дан. 2:34, 35.

Памятный стих:

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9).

В своих посланиях Петр не раз затрагивает тему великой борьбы, возможно, потому, что он лучше других знал, как легко стать жертвой сатанинских обольщений. Очевидно, что он остро чувствовал реальность борьбы. Ведь именно Петр написал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

Петр показывает борьбу, которая может разворачиваться различными способами. Он видит борьбу, которая происходит в Церкви и вовлекает в себя тех, кто когда-то общался с верующими, но кто сейчас цинично и пренебрежительно отзывается о Боге и насмехается над всякой мыслью о возвращении Христа. Он решительно и мощно выступает против насмешников, потому что если вера в обетование о возвращении Христа утеряна, то какая остается надежда?

Опять же, может быть, Петр утверждает веру так положительно из-за опыта своих собственных неудач. Он знает, что это такое — насмехаться, отрицать и попытаться затеряться в толпе, чтобы никто не увидел и не обвинил в следовании за Иисусом. Поэтому он делает акцент на том, как важно для верующих жить жизнью, достойной и отражающей их высокое призвание и избрание в Господе.

Прочитайте 1 Пет. 2: 9, 10. Как великая борьба представлена в этих двух стихах?

Данные стихи созвучны словам, записанным в Исх. 19:6: «Царством священников и народом святым» и в книге Второзаконие 7:6 (повторяется во Втор. 14:2): «Ты народ святой», «тебя избрал… чтобы ты был собственным Его народом». Эти заверения, конечно, были даны во время Исхода, когда Божий народ был освобожден из рабства и направлялся в землю обетованную. Петр видит параллель между народом Божьим во время Исхода и Церковью его дней.

Таким образом, слова Петра представляют собой не описание конечного продукта, а скорее работу в действии. Да, мы были избраны и выбраны Им, и мы должны открыто славить Бога за то, что Он вывел нас из тьмы, которой сатана окутал мир. Но это не делает нас совершенными и не означает, что мы уже чего-то достигли (см. Флп. 3:12). Напротив, осознание собственной греховности и недостатков является важным аспектом следования за Иисусом и ощущения потребности в Его праведности в нашей жизни.

«Каждый грешник может прийти ко Христу таким же путем. „Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости” (Тит. 3:5). Когда сатана говорит тебе, что ты грешник и потому не можешь надеяться на благословения Божьи, отвечай ему, что Христос пришел в мир спасти грешников. У нас нет ничего, что могло бы явиться нашей заслугой перед Богом; единственное, на что мы можем ссылаться, так это наше совершенно беспомощное состояние, — только тогда появляется нужда в искупительной силе Христа. Перестав полагаться на собственные силы, мы можем взирать на Голгофский крест, повторяя:

„Сам себя искупить я не смог,

лишь стою у креста, у Твоих ног„»

(Эллен Уайт. Желание веков, с. 317).

Одно мы знаем с уверенностью: мы призваны Им «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2: 9), мы понимаем, насколько зависимы от Христа, «Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Кор. 1:30).

О чем вы думаете, когда чувствуете себя подавленными и обескураженными своими поступками и даже своим собственным характером? Как вы управляете подобными мыслями, когда они посещают вас? Как обратить эту ситуацию в духовное преимущество?

Прочитайте 1 Пет. 4:1–7. Почему наш выбор образа жизни очень важен и как он влияет на нашу готовность к возвращению Христа?

Петр отмечает, что верующие уже провели достаточный отрезок своей жизни, выполняя то, к чему старались склонить их окружающие люди (1 Пет. 4:3). Но теперь все изменилось, и верующие могут считаться «странными», потому что не идут за толпой, а также, возможно, в результате вредоносного влияния сплетен, распространяющихся о них (1 Пет. 4:4). Таким образом, сатана будет использовать даже бывших друзей, чтобы попытаться разочаровать нас в Боге.

Петр призывает верующих не пугаться этих нападок. «Язычники» должны будут дать отчет о себе Богу, Который один является Судьей, так что нет необходимости беспокоиться о том, что они думают (1 Пет. 4:5).

Его точка зрения имеет решающее значение. Сколько людей вы знаете, которые прогнулись перед мнением других людей, вместо того чтобы твердо стоять за свою веру? Особенно трудно молодым людям, которые борются с тем, что называется «давлением со стороны сверстников».

Вместо того чтобы нам беспокоиться о том, как примут нас другие в соответствии с их мнениями, требованиями и ожиданиями от нас, Петр увещевает верующих быть добрыми и любящими к тем, с кем мы сталкиваемся (1 Пет. 4:8, 9). Это не просто некоторые дополнительные обязанности, которые мы должны вписать в свой христианский список дел. Скорее, это самое важное, что мы делаем, и самый важный способ взаимодействия с людьми вокруг нас. Может быть, поэтому Петр призывает нас быть ревностными в молитвах (1 Пет. 4:7), потому что Бог знает, что иногда мы стараемся угодить «язычникам» вместо того, чтобы относиться с любовью и добротой к ближним. Мы должны молиться не только о них, но также позволить Богу сделать нас более чувствительными к их проблемам. Как «царственное священство и народ святой» мы призваны влиять на них для добра и не позволять им плохо влиять на нас. Трагическая история Израиля заключалась в том, что не Израиль склонял язычников к добру, а язычники склоняли израильтян ко злу.

С каким давлением со стороны окружающих вы сталкиваетесь? Что помогает вам устоять? Каким образом слова «побеждай зло добром» (Рим. 12:21) могут помочь в подобных ситуациях?

Прочитайте 2 Пет. 1:16–21. Что апостол говорит о важности пророческого дара?

Петр был свидетелем многого в свое время, и он перечисляет кое-что в этом отрывке: крещение Иисуса (2 Пет. 1:17), преображение Иисуса на горе (2 Пет. 1:18), а также подтверждение свершившихся пророчеств об Иисусе (2 Пет. 1:19). Каждое из перечисленных событий оказало глубокое влияние на Петра; тем не менее он уделяет особое внимание последнему пункту — пророчествам. Возможно, это имеет какое-то отношение к его собственным неудачам как ученика. Сколько раз Петр не слушал, что говорил Иисус, потому что он думал, что и так все знает? Сколько раз Иисус предсказывал Свою смерть от рук первосвященников в Иерусалиме; и все же, когда произошло так, как предсказал Иисус, Петр был застигнут врасплох? Наверное, самым болезненным из всех этих «провалов» было предсказание об отречении Петра. Петр был уверен, что никогда подобное не случится, но, когда это произошло, это было самым глубоким падением в его жизни.

Может быть, именно поэтому Петр разъясняет, как быть верным последователем Иисуса. Он напоминает ученикам «великие и драгоценные обетования», через которые они «могут быть причастниками Божеского естества», в отличие от тех, кто заключен в темницу «господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:4). Указывая, как верующим действительно избежать растления, он перечисляет ряд взаимосвязанных качеств, которые определяют христианский образ жизни: веру, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь (2 Пет. 1:5–8). Каждое качество созидается на другом, а вместе они образуют единое целое, как ингредиенты в торте. Павел называет те же качества «плодом», а не плодами (Гал. 5:22, 23), потому что они образуют единое нераздельное целое.

Петр идет дальше, говоря, что верующие не споткнутся, если эти ценности они сделали частью своей жизни, и просит их старательно следовать своему «званию и избранию» (2 Пет. 1:10).

Помните, что Петр обращает свое послание к христианам, утвержденным в вере. Он ни в коем случае не утверждает, что соблюдение специального набора требований обеспечит их пропуском в рай. Он просто сопоставляет преобладающие настроения в обществе и побуждает христиан тратить свои силы на доброе, а не на злое.

Прочитайте 2 Пет. 3:3–7. Что из сказанного Петром о прошлом может помочь нам справиться с проблемами в настоящее время, а также в будущем?

Битва между светом и тьмой, между последователями Иисуса и подвижниками зла приближается к своей кульминации. Дьявол, как голодный рыкающий лев, бродит в поисках следующего приема пищи (1 Пет. 5:8) и получает поддержку от хора людей, глумящихся над истиной (насмешников). Своими «рациональными» и «научными» аргументами (2 Пет. 3:3, 4) они пытаются уничтожить веру людей. Петр говорит, что побуждением к этому является желание сохранить свой греховный образ жизни (2 Пет. 3:3; см. также Иуд. 18). Они рассуждают, что Иисус не придет, потому что все идет своим чередом, как это было всегда.

В словах этих насмешников можно увидеть очень интересную параллель. Иисус сказал: «Я приду опять» (Ин. 14:1–3), а эти наглые ругатели, в сущности, утверждают, что Иисус не придет снова (2 Пет. 3:4). Это эхо из Эдема, где Бог сказал: «А от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Однако сатана через змея сказал: «Нет, не умрете» (Быт. 3:4). Явное противоречие слову Божьему в настоящее время всюду повторяется не одним голосом, как в Эдеме, а хором голосов. Эта ложь содержит одну особенность, предсказанную Петром. Всякий раз, когда мы слышим кого-то глумящегося над идеей о возвращении Иисуса, мы видим исполнение пророчества.

Хотя история была свидетелем предыдущего уничтожения земли катастрофическим потопом, насмешники не желают знать об этом. Они не хотят признать, что Бог не имеет ничего общего с их личным выбором жизни. Они также не желают принимать тот факт, что тот же самый Бог, Который сберегал воду для потопа, так же хранит огонь для очищения земли в великий Судный день (2 Пет. 3:5–7). Они ошибочно надеются, что природа будет и дальше существовать в таком виде, как раньше.

Не утратили ли мы с течением лет веру во Второе пришествие? Почему это важно для нас?

Хотя ожидание Второго пришествия кажется нескончаемым для нас, Бог не ограничен во времени. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). На протяжении всего Писания конец всегда близок, будь то день Господень в Ветхом Завете или пришествие Христа в Новом.

Прочитайте 2 Пет. 3:8–14. Какая долгосрочная надежда нам дарована здесь? Смотрите также Дан. 2:34, 35, 44.

Классические временные пророчества четко говорят нам, что есть предел существованию зла и терпению Божьему. В пророчествах Бог описывает свою стратегию, которую Он использует, чтобы покончить с грехом и страданиями и восстановить землю в ее первоначальном совершенстве.

Наше восприятие конца всему будет влиять на нашу жизнь сегодня (2 Пет. 3:12). Если мы не соглашаемся с идеей того, что Бог разрушит наш маленький мир, то мы станем циничными и присоединимся к насмешникам. Если, с другой стороны, мы рассматриваем это действие как акт милосердия, когда Бог наконец вмешается и уничтожит омерзительное растление и нарушение прав человека, которые свирепствуют вокруг нас, то мы с уверенностью «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (ст. 13).

Петр опять высказывает свою обеспокоенность по поводу наших отношений и личного поведения. Он призывает нас стараться быть «неоскверненными и непорочными в мире» (2 Пет. 3:14). Если не было бы следующего стиха, мы могли бы подумать, что Петр призывает к религии «дел», но он исправляет эти возможные недоразумения фразой: «и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам» (ст. 15).

Быть непорочными и есть наша цель. Такую характеристику имел Иов; он был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1:1) — именно таким, какими Христос представит нас Отцу (1 Кор. 1:8; Кол. 1:22; 1 Фес. 3:13; 5:23). Быть без пятна? Таким должен был быть жертвенный агнец (например, Исх. 12:5; Лев. 1:3), таким был Иисус (Евр. 9:14; 1 Пет. 1:19), и такой Он представляет Церковь Отцу (Еф. 5:27).

В своем стремлении преодолеть грех, возрастать в вере, избегать зла и жить святой и «непорочной» жизнью почему мы всегда должны опираться на праведность Иисуса, Который наделяет нас ею по вере? Что происходит, когда мы отвращаем свой взор от этого обетования?

Петр предупреждал, что насмешники будут говорить: «От начала творения, всё остается так же» (2 Пет. 3:4). В этом нет ничего нового; такие же высказывания звучали перед потопом. «Так как время шло, а видимых изменений в природе не наблюдалось, те, в чьи сердца иногда и вкрадывался страх, успокоились. Они рассуждали так, как и многие в наши дни, — мол, природа выше Бога и ее законы так прочно утверждены, что Сам Господь не в состоянии изменить их. Они рассуждали, что если Ной прав, то природа должна развиваться по другим законам, а это, по их мнению, было невозможно. Исходя из этого, они заявили, что эта весть — обман и величайшее заблуждение. Презрение к предостережению Божьему обнаружилось в том, что люди продолжали поступать так же, как и раньше… Они ссылались на то, что если бы в словах Ноя была бы хоть доля истины, то мужи, известные своей мудростью, сумели бы в этом разобраться» (Эллен Уайт. Патриархи и пророки, с. 97). Сегодня «великие мужи» говорят нам нечто подобное: законы природы фиксированы, и все остается, как и прежде. В некотором смысле это то, чему учит теория эволюции: жизнь возникла в результате естественных процессов, которые могут быть объяснены, по крайней мере в принципе, посредством использования законов природы, которые в один прекрасный день наука в полной мере объяснит нам без всякого божества. «Великие мужи» ошибались тогда, и они ошибаются сегодня. Неудивительно, что Павел писал: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Так было в то время перед потопом, так было во время жизни Петра, и так происходит в наши дни.

Вопросы для обсуждения:

  1. Несмотря на все причины верить в Иисуса, Петр сделал особый акцент на «вернейшем пророческом слове». Почему пророчество так важно для нас? Как пророчество помогло доказать, что Иисус был Мессией во время Его первого пришествия? Какую надежду это дает нам для Второго пришествия? Ведь без пророчества мы могли даже не знать об обетовании и надежде Второго пришествия.
  2. Мы склонны думать, что давление со стороны сверстников есть только в среде подростков и молодежи. Но это неправильно, не так ли? Мы все хотим быть любимыми и принятыми своими коллегами. Ведь у нас есть намного больше возможностей быть хорошими свидетелями, если мы им нравимся, в отличие от того, если они будут презирать нас, не так ли? В своем стремлении быть приятными другим, как нам защитить свои убеждения от компромисса? Почему намного легче пойти на компромисс, чем нам кажется?