Урок 2. 2 апреля – 8 апреля. Начало служения


"Евангелие от Матфея" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ II квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Мф. 3:1–12; 2 Пет. 1:19; Флп. 2:5–8; Мф. 4:1–12; Ис. 9:1, 2; Мф. 4:17–22.

Памятный стих:

«И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Человечество бьется в догадках, стараясь понять, в чем заключаются смысл и цель жизни. В конце концов, мы не рождаемся с подробной письменной инструкцией в руке.

«Я не понимал, в чем смысл жизни, — признался 17-летний юноша из благополучной семьи, который стал наркоманом. — Я и сейчас не понимаю, но тогда я думал, что все остальные понимают это, что есть какой-то большой секрет, о котором знают все, кроме меня. Я полагал, что все поняли, для чего мы находимся здесь, и что все они втайне счастливы в отличие от меня».

Пол Фейерабенд, немецкий философ и методолог науки, признался в своей автобиографии: «Один день сменяется другим, и непонятно, почему стоит жить».

У нас нет заветной инструкции, но у нас есть нечто большее: Библия, Евангелие, история жизни Иисуса и того, что Он сделал для нас. В Иисусе — Его предсуществовании, рождении, жизни, смерти, служении на небесах и Втором пришествии — мы можем найти ответы на самые насущные жизненные вопросы. На этой неделе мы рассмотрим начало жизни и земного служения Христа, без понимания которых нам никогда не постичь своего предназначения.

Глава 3 Евангелия от Матфея начинается с описания Иоанна Крестителя, чьи первые слова в тексте — повеление «Покайтесь!» (Мф. 3:2). С одной стороны, это краткое изложение вести, с которой Бог обращается к человечеству с момента грехопадения: «Покайтесь, примите Мое прощение, оставьте свои грехи, и вы найдете спасение и покой душам вашим».

С другой стороны, несмотря на универсальность этой вести, Иоанн определенно преподносит ее как «настоящую истину» (2 Пет. 1:12) — весть для конкретных людей, живущих в определенное время.

Прочитайте Мф. 3:2, 3. Что представляла собой «настоящая истина», которую проповедовал Иоанн наряду с призывом к покаянию, крещению и вероисповеданию? См. также Мф. 3:6.

Иоанн подкрепляет свои слова выдержками из Ветхого Завета, который часто цитируют новозаветные авторы и их персонажи. Ветхозаветные пророчества оживают в Новом Завете. Снова и снова, будь то Иисус, Павел, Петр или Иоанн, все они цитируют Ветхий Завет, с его помощью обосновывая, объясняя или даже доказывая смысл того, что происходит в Новом. Неудивительно, что Петр, бывший свидетелем множества чудес, тем не менее, делал акцент на «вернейшем пророческом слове» (2 Пет. 1:19), когда рассказывал о служении Иисуса.

Прочитайте Мф. 3:7–12. Какую весть Иоанн пытался донести до вождей народа? Какая надежда им здесь предлагается, несмотря на его резкие слова?

Обратите внимание на центральное место Иисуса в проповеди Иоанна. Уже тогда вся его весть была целиком сосредоточена на Иисусе, Его Личности и делах. И хотя Иоанн возвещал Благую весть, он ясно дал понять, что будет окончательная расплата, когда пшеницу отделят от плевел, и сделает это Тот, о Ком говорят пророчества. Это еще одно доказательство того, что Евангелие и суд неразделимы. Здесь также мы видим пример того, что в Библии Первое и Второе пришествия Иисуса часто преподносятся как одно событие. В контексте Первого пришествия Христа Иоанн говорит также и о Втором.

«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4: 1).

Представьте себе эту сцену с точки зрения самого сатаны. Божественная, величественная Личность, которую он знал как Сына Бога, унизила себя, облекшись в человеческую плоть, чтобы спасти человеческий род. Это был тот же самый Иисус, против Которого он воевал на небесах и Который изгнал его и его ангелов (Откр. 12:7–9). Но кем был этот Иисус теперь? Истощенным человеком, находящимся в одиночестве в суровой пустыне без явной поддержки? Несомненно, теперь Иисус должен был стать легкой мишенью для уловок сатаны.

«Впервые столкновение между сатаной и Сыном Божьим произошло, когда Христос был Повелителем небесных воинств. Тогда зачинщик восстания на небесах, сатана, был низвержен. Теперь они как бы поменялись местами, и сатана стремился извлечь преимущества из своего положения» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 119).

Какой контраст: тогда как Люцифер некогда стремился «быть подобным Всевышнему» (Ис. 14:14), Иисус отказался от славы небес. Здесь, в одной сцене, мы можем увидеть огромную разницу между эгоизмом и бескорыстием, святостью и грехом.

Сравните Ис. 14:12–14 и Флп. 2:5–8. Что это сравнение говорит о разнице между характерами Иисуса и сатаны?

Представьте себе, как ангелы, знавшие Иисуса в Его небесной славе, смотрели на происходящее, на то, как два противника сошлись в схватке, которой прежде никогда не было. Если мы хорошо знаем, чем закончилось это противостояние, то у ангелов и небожителей, внимательно наблюдавших за ним, такого преимущества не было.

Сатана возвысил себя. Иисус, напротив, смирил Себя, быв послушным даже до смерти. Чему мы можем научиться, видя столь разительный контраст, и как мы можем применить эту важную истину к себе? Как это должно повлиять на принятие нами решений, особенно тех, в которых задето наше собственное «я»?

Прочитайте Мф. 4:1–12. Что означают все эти искушения? Почему Иисус должен был пройти через это? Какое отношение эта история имеет к спасению? Как Иисус смог противостоять столь сильным соблазнам в таких жестких условиях и что это должно сказать нам о преодолении искушений?

Мф. 4:1 начинается с, казалось бы, сомнительной мысли: именно Дух привел Иисуса в пустыню для искушения от дьявола. Предполагается, что мы должны молиться, чтобы не впасть в искушение дьяволом. «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). Почему же тогда Святой Дух привел туда Иисуса?

Ключ к пониманию находится в предыдущей главе, где описывается крещение Иисуса. Видя сопротивление Иоанна, Иисус говорит: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Чтобы исполнить всякую правду, то есть сделать все необходимое для того, чтобы стать совершенным примером для человечества и его совершенным представителем, Иисус должен был креститься, хотя и был безгрешен.

В искушении в пустыне Иисус должен был пройти тот же путь, что и Адам. Ему нужна была победа над искушением, которой никто из нас, начиная с Адама, не смог добиться. Поступая так, «Христос должен был искупить падение Адама» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 117), но Ему пришлось делать это в условиях, не сравнимых с теми, в которых находился Адам.

Своей победой Иисус показывает, что греху нет извинения и оправдания. Посредством веры и послушания мы можем победить в искушении. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам» (Иак. 4:7, 8).

Как эта история, убеждая нас в том, что нет никакого оправдания греху, показывает нашу острую нужду в праведности Христа? Представьте, что было бы, если бы мы могли рассчитывать исключительно на свою собственную праведность! Какую бы мы имели надежду?

В Мф. 4:12 говорится о заточении Иоанна в темницу, которым заканчивается его служение. В этот момент служение Иисуса «официально» начинается. Стих не объясняет, почему, услышав новость об Иоанне, Иисус удалился в Галилею (см. также Мк. 1:14–16 и Лк. 4:14). Возможно, пока Иоанн еще проповедовал, Иисус предпочитал оставаться в тени, чтобы не возникло соперничества. Греческий глагол в Мф 4:12, который обычно переводится как «удалился», может передавать идею ухода во избежание опасности. Проявляя присущее Ему благоразумие, Иисус, возможно, старался избежать неприятностей.

Прочитайте Мф. 4:13–16 (Ис. 9: 1, 2) о поселении Иисуса в пределах Завулоновых и Неффалимовых. Что эти стихи говорят о служении Иисуса?

Завулон и Неффалим были двумя сыновьями Иакова (см. Быт 35:23–26), и их потомки составляли два колена, которые в конечном счете обосновались в прекрасном северном регионе.

К сожалению, эти два колена оказались среди десяти колен, которые оставили свою веру в Бога и переняли обычаи окружавших народов. Многие ветхозаветные пророки порицали греховность, суетность и злодеяния северных племен. В конечном итоге их захватили ассирийцы, которые затем рассеяли их по всему известному тогда миру. В свою очередь, язычники поселились в Израиле, и Галилея заполнилась смешанным населением, стала сомнительным и мрачным местом. Самым известным галилейским пророком был Иона, что уже многое говорит об их уровне посвященности.

Какими бы ни были проблемы в Галилее, в книге Исаии содержалось прекрасное пророчество, что даже в окутанной мраком земле Завулона и Неффалима «сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16). Другими словами, именно сюда — где потребность в этом была так велика, где людей считали грубыми, отсталыми, невоспитанными — именно сюда пришел Иисус, чтобы жить среди этих людей и служить им. Несмотря на все величие Христа, мы видим Его готовность смиряться ради других. Также мы снова убеждаемся в том, что тема служения Иисуса красной нитью проходит через весь Ветхий Завет.

Как мы можем избежать соблазна считать некоторых людей недостойными наших усилий, служения и свидетельства? Что плохого в таком отношении?

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Подобно Иоанну, Иисус начал Свое служение с призыва к покаянию. Как Иоанн, Он знал падшее состояние человечества и нужду всех людей в том, чтобы покаяться и прийти к познанию Бога. Поэтому неудивительно, что Его первое публичное провозглашение, по крайней мере то, о котором сообщает Матфей, было призывом к покаянию.

Прочитайте Мф. 4:17–22. Что эти стихи говорят нам о всеобъемлющем характере того призыва, с которым Иисус обращается к нам?

Здесь, в забытой земле Галилейской, в небольшом рыболовном товариществе трудились четверо молодых мужчин: Симон и его брат Андрей, Иаков и его брат Иоанн. Эти люди, по-видимому, любили Бога, так как какое-то время некоторые из них следовали за Иоанном Крестителем. Но, к их удивлению, Иоанн Креститель направил их к другому молодому человеку из их собственного региона.

Эти люди пришли к Иисусу и спросили, можно ли им находиться в Его обществе (см. Ин. 1). В той культуре это происходило так: люди подходили к раввину и просили разрешения следовать за ним. Но именно раввин принимал окончательное решение о том, кого взять себе в ученики. И когда раввин просил вас быть его учеником, это был по-настоящему волнительный момент.

Многие люди полагают, что, когда Иисус позвал учеников на море, это была их первая встреча с Ним. Но из глав 1–5 Евангелия от Иоанна мы знаем, что эти люди общались с Иисусом на протяжении целого года, проводя с Ним значительную часть своего времени.

«Иисус призвал необразованных рыбаков, потому что над ними не тяготели традиции и предрассудки того времени. Они обладали природными дарованиями, были смиренны и готовы учиться — таких людей Он мог превратить в Своих сподвижников. На жизненном пути мы нередко встречаем таких тружеников, терпеливо выполняющих череду повседневных обязанностей и не подозревающих, что они обладают способностями, которые, будучи приведены в действие, поставили бы их наравне с самыми почитаемыми людьми. Чтобы разбудить эти дремлющие возможности, необходимо прикосновение искусной руки. Таких людей и призвал Иисус быть своими соработниками, дав им великое преимущество находиться рядом с Ним» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 250).

Один евангелист приехал в город и разрекламировал свою встречу так: «Приходите посмотреть, как проповедник вырывает страницу из Библии!». Без сомнения, собралась толпа. Он встал перед ними, открыл Библию и, к их изумлению, вырвал одну страницу. «Этой страницы, — сказал он, — никогда здесь не было. Это та страница, что разделяет Ветхий Завет с Новым». Независимо от степени своих театральных способностей проповедник был прав. Эти две книги в действительности являются одной. В Новом Завете постоянно цитируется Ветхий Завет. Снова и снова Сам Иисус или новозаветные авторы объясняют и обосновывают события Нового Завета, ссылаясь на Ветхий Завет. Как часто Христос в той или иной форме утверждал, что «Писание должно исполниться»? Иисус неоднократно обращался к Писаниям Ветхого Завета (см. Ин. 5:39; Лк. 24:27; Мф. 22:29; Ин. 13:18). Павел также ссылался на Ветхий Завет (Рим. 4:3, 11:8; Гал. 4:27). А в книге Откровение насчитывается около 550 аллюзий на Ветхий Завет. Все это убедительно свидетельствует о прочной взаимосвязи между Новым Заветом и Ветхим. Ветхий и Новый Заветы — это Божье откровение человечеству о плане спасения. Хотя некоторые части Ветхого Завета, такие, например, как система жертвоприношений, определенно уже не являются обязательными для исполнения христианами, мы никогда не должны совершать ошибку, отводя Ветхому Завету второстепенную роль. Библия состоит из обоих Заветов, и из них мы узнаем важные истины о Боге и о плане спасения.

Вопросы для обсуждения:

1. Мы можем увидеть различные способы, которыми сатана искушал Иисуса, и как в этом и в других случаях Иисус не поддался соблазнам и уловкам. Заметьте также определяющую роль Слова Божьего в победе Христа. Хотя Сам Иисус был Богом, сейчас, находясь в «подобии плоти греховной» (Рим. 8: 3), Он использовал Писание как защиту от искушений дьявола. Если Сам Иисус поступал так, то что это говорит нам о том, каким важным и первостепенным должно быть место Библии в нашей жизни, особенно в моменты, когда мы боремся с искушением? Хотя в теории мы знаем, что должны использовать Библию в нашей битве с искушением, как мы делаем это на практике? Каким образом мы можем использовать Библию, чтобы с ее помощью противостоять тем нападкам, с которыми все мы без исключения сталкиваемся?

2. Почему смирение является ключевым качеством для христиан? Как мы можем научиться быть и оставаться смиренными? Как может Крест помочь нам в этом важнейшем деле?