Урок 7.
 7–13 мая. Господь иудеев и язычников


"Евангелие от Матфея" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ II квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Мф. 14:1–21; Исх. 3:14; Мф. 14:22–33; Ис. 29:13; Мф. 15:1–20; Мф. 15:21–28.

Памятный стих:

«Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Ис. 42:6).

В Мф. 15:24 Иисус ясно говорит: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Без сомнений, земное служение Христа в основном было ориентировано на израильский народ.

Но, как показывает вся Библия, Израиль не был единственным народом, о котором заботился Бог. Бог избрал Израиль, чтобы благословить всех людей на земле. «Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис. 42:5–7).

Именно через Израиль, или, конкретнее, через Мессию, происходившего из Израиля, Бог распростер свои объятия для всего мира. На этой неделе мы увидим, как Господь достигает Своей любовью всех, кто нуждается в спасении.

Одно из самых известных чудес Иисуса — это насыщение пяти тысяч человек, не считая женщин и детей (см. Мф. 14:21). Контекст этой истории помогает нам глубже понять смысл того, что сделал Иисус.

Прочитайте Мф. 14:1–21. Что случилось непосредственно перед чудом насыщения людей и какую роль это событие могло сыграть в том, что за ним последовало?

Поставьте себя в положение, в котором тогда находились ученики. Иоанн Креститель, определенно человек Божий, только что был казнен. Именно они сообщили эту начальную новость Иисусу. Хотя Библия не говорит нам об этом, но, судя по всему, это было для них большим потрясением и серьезным испытанием их веры. Однако после того, что затем сделал Иисус, их вера должна была снова воспрянуть, особенно после пережитого разочарования.

Но в этой истории сокрыт куда более глубокий смысл. То, каким образом Иисус накормил еврейский народ, напомнило всем о манне, которую Бог давал израильтянам в пустыне. «В иудаизме появилось предание, что Мессия придет на Пасху, и с Его появлением снова начнет выпадать манна… Таким образом, когда Иисус накормил пять тысяч непосредственно перед Пасхой, неудивительно, что народ начал размышлять, а не является ли Он Мессией и не собирается ли совершить еще большее чудо — кормить всех постоянно, восстановив выпадение манны!» (Джон Паулин. Евангелие для второго поколения. Комментарий на Евангелие от Иоанна. Заокский: Источник жизни, 2012, с. 149).

Именно такого Мессию ждали люди — Мессию, Который позаботится об их внешних потребностях. В этот момент толпа была готова сделать Иисуса царем, но Иисус пришел не для этого. Его отказ сильно разочаровал многих людей. У них были свои ожидания, и когда они не оправдались, многие отвернулись от Иисуса, не понимая, что подлинная цель прихода Христа была гораздо масштабнее, чем их земные интересы.

Могут ли ваши ожидания от Бога быть чересчур приземленными?

После чуда насыщения Иисус велел Своим ученикам войти в лодку (Мф. 14:22). Он не хотел, чтобы они окунулись в атмосферу суматохи и оказались под натиском толпы. Хороший учитель защитит своих учеников от трудностей, которые они еще не готовы вынести. «Призвав Своих учеников, — пишет Эллен Уайт, — Иисус повелевает им взять лодку и немедленно вернуться в Капернаум. А Сам остается, чтобы отпустить народ… Им, находившимся во власти этих ожиданий, было тяжело оставить Иисуса на пустынном берегу и не хотелось соглашаться с Его решением, но Иисус распорядился как никогда властно и непреклонно — и стало ясно, что дальнейшие возражения бесполезны. Все молча направились к морю» (Желание веков, с. 378).

Прочитайте Мф. 14:23–33. Что эти стихи говорят нам о личности Иисуса и природе спасения?

Момент истины наступает, когда перепуганные ученики теряются в догадках, кто идет к ним по воде. Иисус говорит им: «Это Я; не бойтесь» (ст. 27). Фраза «Это Я»— один из способов перевода греческой фразы «эго эйми», что означает «Я есмь». Это имя Самого Бога (Исх. 3:14).

Писание неоднократно описывает власть Господа над природой. Псалом 104, например, ясно показывает, что Бог — не только Творец, но и Вседержитель, что благодаря Его силе мир продолжает существовать и в нем действуют законы природы. В Библии нет ни малейшего намека на деистическое божество, которое создает мир, а затем отстраняется от него. Евреи или язычники — все мы обязаны нашим существованием поддерживающей силе Господа, Который успокоил море (Евр. 1:3).

Крик Петра «Господи! спаси меня» (Мф. 14:30) должен отдаваться эхом в нашей душе, потому что если Господь Иисус не спасет нас, то кто сделает это? Беспомощность Петра в этой ситуации отражает наше собственное бессилие перед непреодолимыми трудностями жизни в падшем мире.

Подумайте о том, насколько беспомощны мы на самом деле, ведь мы находимся во власти неподконтрольных нам сил, сопротивляться которым в одиночку никак не можем. Как осознание этого укрепляет наше чувство зависимости от Иисуса?

«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).

Хотя с этими словами Господь обращался к древнему Израилю, какую весть они несут современной Церкви? О каких двух важных моментах предупреждает Господь израильтян и как мы можем быть уверены, что не повторяем их ошибок?

Спустя много веков после написания Исаией этих слов, Иисус цитирует их в споре с религиозными вождями.

Прочитайте Мф. 15:1–20. Какой здесь затрагивается вопрос и как на него отвечает Иисус?

В какой-то момент после возвращения в Капернаум Иисус вступает в спор с еврейскими учителями о том, что делает человека нечистым. Фарисеи добавили к закону всевозможные предписания относительно внешней нечистоты. Например, руки нужно было мыть исключительно определенным способом. Но ученики Иисуса не утруждали себя соблюдением этих правил, и когда книжники и фарисеи из Иерусалима указали на это, Иисус ответил именно так.

Иисус решительно осуждает лицемерие, в сети которого может угодить каждый человек. Кто из нас не лицемерил в большей или меньшей степени, осуждая вслух или про себя другого человека за проступок, тогда как сам поступил или продолжает поступать еще хуже? Мы все поступаем неосмотрительно, подмечая чужие недостатки и не видя собственных недочетов. Следовательно, все мы склонны к лицемерию.

Мы все ненавидим лицемерие в других. Увидеть этот порок в других не составляет труда. Как мы можем удостовериться в том, что, замечая лицемерие в других, мы не демонстрируем его сами?

После насыщения и исцеления соотечественников и проповеди им Иисус принимает поразительное решение. Он покидает местность, где жили евреи, и идет в область, населенную язычниками.

Прочитайте Мф. 15:21–28. Как мы должны понимать эту историю?

Это во многих отношениях не простая для понимания история, потому что мы лишены преимущества слышать тон голоса и видеть выражения лиц. Поначалу кажется, что Иисус игнорирует эту женщину, а когда Он все же заговаривает с ней, Его слова звучат крайне резко: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (ст. 26).

Что было бы, если бы вы взяли на вооружение такой подход? Кто-то спрашивает, можно ли угоститься вашим пирогом, и вы отвечаете: «Нехорошо кормить пирогом собак». Не самый лучший способ приобрести друзей, не так ли?

Тем не менее давайте рассмотрим некоторые моменты.

Во-первых, в то время евреи действительно относились к язычникам как к паршивым собакам, бегающим по улицам. Однако Иисус использует здесь более мягкое греческое слово, означающее маленькую собаку или щенка, имея в виду домашних собак, которых держали в доме и кормили со стола.

Во-вторых, эта хананеянка называет Иисуса «Сыном Давидовым». Значит, она знает о том, что Иисус — иудей. Как хороший учитель, Иисус беседует с ней и, возможно, испытывает ее. Крейг Кинер пишет: «Возможно, он проверяет, осознает ли она масштаб Его миссии и личности и не относится ли она к Нему как к одному из многих странствующих магов, к которым язычники иногда обращались за заклинаниями. И, безусловно, Он призывает ее признать преимущественное положение Израиля в Божественном плане в противовес собственному подчиненному положению… Можно сравнить это с требованием Елисея, настаивавшего на том, чтобы Нееман окунулся в Иордане, хотя тот отдавал предпочтение арамейским рекам Аване и Фарфару… В конечном счете это привело Неемана к признанию израильского Бога и израильской земли (4 Цар. 5:17, 18)» (The Gospel of Matthew: A Socio-Rhetorical Commentary, p. 417).

Наконец, не исключено, что эта женщина была гречанкой, принадлежавшей к высшему сословию. Представители этого сословия «регулярно забирали хлеб у обедневших евреев, проживавших в непосредственной близости от Тира… Теперь Иисус меняет соотношение сил, так как „хлеб“, предлагаемый Иисусом, предназначается в первую очередь Израилю… „Гречанка“ должна просить помощи у странствующего еврея» (там же, с. 417).

Этот отрывок — не прост для понимания, но мы должны доверять Иисусу. Говоря с этой женщиной, Иисус удостаивает ее чести, как Он облагодетельствовал женщину у колодца. Он исцеляет ее дочь и зажигает в ней веру в Сына Давидова.

Прочитайте Мф. 15:29–39 и сравните с Мф. 14:13–21. Каковы сходства и различия между двумя этими историями?

Многие люди не осознают, что в Евангелиях записаны две истории о насыщении множества людей: первая — о насыщении евреев, вторая — о насыщении язычников. В обоих случаях Иисус проявил сострадание к людям.

Удивительная картина! Тысячи язычников пришли, чтобы их научил, облагодетельствовал и накормил молодой раввин. Сегодня, оглядываясь в прошлое и понимая универсальность Евангелия (в конце концов, большинство людей, читающих сейчас эти строки, не являются евреями), мы не всегда осознаем, насколько невероятной и неожиданной казалась эта сцена современникам Христа, как евреям, так и язычникам. Иисус нарушал привычный порядок вещей.

Тем не менее таким всегда был Божий план — привлечь к Себе все народы земли. Поразительные стихи в еврейских Писаниях свидетельствуют об этой истине: «Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и Филистимлян — из Кафтора, и Арамлян — из Кира?» (Ам. 9:7).

О чем говорит здесь Бог? Что Он заинтересован в делах не только Израиля, но и всех людей? Он заинтересован в филистимлянах? Внимательное прочтение Ветхого Завета подтверждает эту истину снова и снова, даже если со временем она настолько потускнела, что к моменту, когда новозаветная церковь была сформирована, многие из первых верующих должны были заново узнать эту основную библейскую истину.

Прочитайте Рим. 4:1–12. Каким образом суть Евангелия и его универсальный характер отражены в этих стихах?

Кристиан рассказывал студентам светского университета о существовании Бога. Приведя все распространенные аргументы, он избрал другой подход. «Когда я был в вашем возрасте, — начал говорить он, — и не верил в Бога, каждый раз, когда меня посещала мысль, что, возможно, Бог все-таки существует, я всегда гнал ее из головы. Почему? Что-то подсказывало мне, что если Бог действительно существует, то у меня большие проблемы, судя по тому, как я живу».

Настроение слушателей мгновенно переменилось. Совесть начала обличать их. Их лица выглядели обеспокоенными, и казалось даже, что температура в помещении поднялась. Он явно задел больной нерв. Хотя эти студенты не были христианами и не признавали авторитета Десяти заповедей, они, тем не менее, глубоко внутри чувствовали, что живут неправильно и аморально и что им придется за многое ответить, если вдруг окажется, что Бог существует.

Будучи христианами и разделяя нравственные стандарты Бога, мы не должны чувствовать себя неловко, когда сталкиваемся с моральной сущностью Бога, так как имеем обетование Евангелия. Будь мы евреями или язычниками, сталкиваясь с собственной греховностью, мы можем прибегнуть к праведности Христа, которая предлагается нам по вере, «независимо от дел закона» (Рим. 3:28). Когда мы остро осознаем свой грех, мы можем ухватиться за обетование, что «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1). Не имеет значения, кто ты: еврей или язычник. «Он приглашает прийти к Нему и наследовать жизнь всех, независимо от возраста, звания, национальности и привилегий, связанных с исповеданием той или иной религии» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 403.)

Вопросы для обсуждения:

1. Прочитайте Мф. 16:1–12. Как вы думаете, что имел в виду Иисус, когда говорил: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (ст. 6)? Сначала ученики подумали, что Иисус имеет в виду буквальную закваску. Во время Пасхи евреи проявляли бдительность, стараясь избавиться от всего квасного. Таким образом, ученики думали, что Иисус наставляет их не покупать квасной хлеб. Но Иисус имел в виду гораздо более глубокую мысль. Какую?

2. Весть о любви Христа ко всем людям должна исходить в первую очередь от христиан. Ведь мы также являемся борющимися грешниками. Никто из нас не имеет иной надежды, кроме Иисуса Христа. К сожалению, весть, которую мы несем, может порой показаться вестью осуждения, высокомерия и превосходства. Следуя примеру Иисуса, как наша Церковь может лучше показать сострадание ко всем людям?