СШ

Субботняя Школа

Урок 10
. 28 мая — 3 июня. Иисус в Иерусалиме

"Евангелие от Матфея" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ II квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Зах. 9:9; Мф. 21:1–46; Рим. 4:13–16; Откр. 14:7–12; Деян. 6:7; Мф. 22:1–15.

Памятный стих:

«Неужели вы никогда не читали в Писании: гкамень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших“?» (Мф. 21:42).

В Мф. 20:27, 28 Иисус сказал: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». Таков Иисус, вечный Бог! Будучи Творцом всего, Он прожил на земле жизнь слуги, восполняя нужды заблудших, больных и страждущих людей, многие из которых продолжали презирать Его. Вот это самоотречение и самопожертвование! Мы едва ли можем по достоинству оценить его!

Но каким бы непостижимым ни было Его служение, еще более удивительным является тот факт, что Он, вечный Бог, приступает к выполнению основной миссии Своего прихода на землю: «отдать душу Свою для искупления многих». Это самоотречение и самопожертвование вскоре достигнут наивысшего своего проявления в тайне Креста, в которую «желают приникнуть Ангелы» (1 Пет. 1:12).

На этой неделе мы исследуем некоторые ключевые события из жизни Иисуса и Его наставления, относящиеся к периоду Его служения в Иерусалиме. Он пришел туда не для того, чтобы стать земным царем, как того желали многие люди, но чтобы стать «для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).

После семидесятилетнего плена в Вавилоне евреи начали возвращаться в Иерусалим. Они были воодушевлены восстановлением храма, но, когда фундамент был заложен, те, кто помнил величие Соломонова храма, поняли, что второй храм уже никогда не будет столь же прекрасен. Тогда они «плакали громко» (Езд. 3:12).

Неожиданно народ получил ободрение от двух мужей из своей среды: пожилого пророка Аггея и молодого пророка Захарии. Аггей напомнил людям, что истинная слава Соломонова храма исходила не из того, что привнес в него Соломон или кто-либо еще. Это был храм не Соломона, но Бога. Аггей сказал: «Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:6–9).

Еще более обнадеживающими были слова молодого пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Как эти удивительные пророчества относятся к Мф. 21:1–11, где описывается вход Христа в Иерусалим?

«Въезжая в Иерусалим, Христос следовал обычаю иудейских царей. Подобно царю Израиля, Он въехал в столицу на молодом осле. Пророки предсказывали, что Мессия именно так вступит в Свое Царство. И как только Он сел на осленка, громкий, торжествующий крик потряс воздух. Люди приветствовали Иисуса как Мессию, как своего Царя. Теперь Иисус принимал то поклонение, которого никогда раньше не допускал. И ученики восприняли происходящее как знак того, что их надежды исполнятся и они увидят Его на царском престоле. Народ же был убежден, что приблизился час избавления. Иудеи представляли себе, как войска римлян будут изгнаны из Иерусалима, а Израиль снова станет независимым народом» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 570).

Снова мы видим, как Писание исполнилось, и все же тогда люди не осознали этого. Какие уроки мы можем извлечь для себя? Почему предвзятые мнения способны исказить истину?

С ранних дней падшего человечества жертвоприношения животных служили избранным Богом средством, чтобы показать миру план спасения — спасения по благодати через веру в грядущего Мессию (Рим. 4:13–16). Яркое тому подтверждение можно найти в 4-й главе книги Бытие, где описана трагическая история поклонения Каина и Авеля (см. также Откр. 14:7–12). Таким образом, когда Бог призвал Израиль быть Его избранным народом, «царством священников и народом святым» (Исх. 19:6), Он также установил служение в святилище в качестве более полного объяснения плана спасения. В период существования скинии в пустыне, Соломонова храма и храма, построенного после возвращения из Вавилона, Евангелие открывалось в символах и разновидностях храмового служения.

Тем не менее, несмотря на свое Божественное происхождение, храмовые ритуалы проводились падшими людьми. Поэтому даже в этом священном служении, установленном Богом и предназначенном явить Его любовь и благодать падшему миру, как в любом другом деле с участием людей, наметился упадок. Ко времени Иисуса это служение было так сильно извращено алчностью и скупостью священников (тех самых, которым было доверено нести служение), что «святость жертвенного служения в глазах народа была в значительной мере принижена» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 590).

Прочитайте Мф. 21:12–17. Какие уроки, касающиеся поклонения Богу, здесь содержатся для нас?

Как и во многих других местах, Иисус цитировал Писание, чтобы оправдать Свои действия, и это еще одно доказательство того, что как последователи Господа мы должны сделать Библию средоточием всего нашего мировоззрения и нравственной системы. Помимо того, что Он цитировал Писание, имели место чудесные исцеления слепого и хромого. Все это вместе взятое убедительно свидетельствовало о Его Божественной природе и призвании. Прискорбно, что те, кто должен был быть наиболее восприимчивым и открытым для всех этих доказательств, наиболее ожесточенно выступали против Него. Опасаясь за свое земное богатство и статус «управителей» и «смотрителей» храма, многие упустили из виду спасение в Иисусе, на которое указывало все храмовое служение.

Как мы можем убедиться в том, что, желая получить или удержать что-то земное, пусть даже нечто хорошее, мы не рискуем потерять то, что действительно важно, — вечную жизнь в Иисусе?

Очищение храма Иисусом было продиктовано состраданием. Торговля велась во дворе язычников, а Иисус хотел, чтобы Его дом был местом молитвы и поклонения для всех.

Вместе с тем очищение храма было также и актом суда. Священники, которые несли служение в храме, не воспользовались возможностью благословить все народы; их судный день приближался. Если после всего того, что сделал Иисус, демонстрируя Свое Божественное призвание, эти люди все еще отказывались принять Его, то им оставалось разве что пожинать последствия своего печального выбора.

Прочитайте Мф. 21:18–22. Каким образом проклятие Иисусом смоковницы связано с очищением Им храма?

Проклятая Иисусом смоковница символизировала многих вождей еврейского народа, которые справедливо пожинали то, что посеяли. Мы должны помнить, однако, что эта метафора относилась не ко всем религиозным лидерам. В действительности, многие поверили в Иисуса как в Мессию. «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7). Однако, подобно бесплодной смоковнице, храмовое служение не принесло никакой пользы и в скором времени должно было утратить свое значение.

Такой поступок и резкие слова Иисуса, должно быть, сильно шокировали учеников, пытающихся усвоить уроки сострадания и участия, которые Иисус преподносил им на протяжении Своего служения. Это был тот же самый Иисус, Который заявил, что пришел не судить мир, но спасти его; тот же Иисус, Который заверил, что «Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:56). Каждое слово и дело в Его служении было направлено на восстановление падшего человечества, несло людям надежду и обещание новой жизни в Нем. То обстоятельство, что в этот раз Он действовал и говорил на редкость жестко и категорично, было полной неожиданностью для них. Неслучайно Матфей записал, что, «увидев это, ученики удивились» (ст. 20).

Несомненно, рано или поздно люди полностью отвергнут милость и благодать Божью (Быт. 6:13; 15:16; 19:24; Откр. 22:11). Почему, тем не менее, важно доверить весь суд Богу и никогда не выносить никому приговора, включая самих себя?

Если бы вам оставалось жить всего лишь несколько дней, как бы вы потратили это время? Иисус среди прочего рассказывал истории, которые производили глубокое впечатление на слушателей.

Прочитайте Мф. 21:33–46. Кого представляют следующие персонажи?

Хозяин дома: 

Виноградари: 

Слуги: 

Сын: 

Обратите внимание на цитирование Иисусом Пс. 117:22, 23. «Ссылаясь на пророчество об отверженном камне, Христос имел в виду реальное событие в истории Израиля. Оно произошло при возведении первого храма. И хотя это случилось во время Первого пришествия Христа и с особой силой должно было повлиять на иудеев, в нем содержится урок и для нас. Когда возводился храм Соломона, гигантские камни для стен и основания его вырубались и обрабатывались в каменоломне, а после доставки на место строительства ни одно орудие не должно было касаться их. Строителям оставалось только установить камни на место. Для закладки основания был доставлен один камень необычайных размеров и особой формы. Но строители не могли найти для него места и не употребили его в дело. Камень, лежащий на виду без надобности, раздражал их. И долго он оставался бесполезным.

Но когда строители начали закладывать угол здания, у них много времени ушло на поиск камня нужных размеров, достаточно прочного и подходящей формы, чтобы он точно лег на свое место и был способен выдержать ту тяжесть, которая будет покоиться на нем… Наконец обратили внимание на камень, который так долго лежал в стороне… камень был признан пригодным, доставлен на назначенное место, и оказалось, что он точно подходит» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 598).

Еще раз прочитайте Мф. 21:44. Здесь представлены два сценария с камнем. Первый — упасть на камень и разбиться; второй — быть раздавленным падающим камнем. Какое принципиальное различие между ними? (См. также Пс. 51:7; Дан. 2:34.)

Величайшая весть Библии состоит в том, что мы были созданы любящим Богом, Который предусмотрел для всех нас выход из разрушительного состояния греха и смерти через жертву Иисуса на кресте. Эта тема, так или иначе, прослеживается во всей Библии. Мы видим ее и в следующей притче, которую рассказал Иисус.

Прочитайте Мф. 22:1–15. Что эта притча говорит о спасении по вере?

Какой бы суровой ни показалась эта притча, важно помнить, что она затрагивает важный вопрос об участи каждого человека. Будет ли это вечная жизнь или вечная погибель? Что может быть важнее этого?

Когда мы взираем на Крест, на то, чего стоило Богу подготовить путь для спасения человечества, мы должны понимать, насколько обширна, глубока и непостижима эта тема. Одна из личностей предвечного Божества понесла на Себе всю тяжесть гнева Божьего, вызванного грехом. Никакая другая тема не может быть более серьезной. Если мы будем изучать ее на протяжении всей вечности, неудивительно, что сейчас мы можем осмыслить ее лишь в общих чертах.

В притче встречаются резкие и категоричные слова. Бог предпринял все усилия, чтобы каждый человек мог участвовать в свадебном пире (Откр. 19:7); все необходимые для этого приготовления были сделаны такой большой ценой, что ни одна притча не способна даже приблизительно показать ее. Поэтому было крайне плохо, что званные на брачный пир люди пренебрегли приглашением и пошли по своим делам. Некоторые даже осмелились поднять руку на тех, кто пришел передать им милостивое приглашение. Неудивительно, что реакция была столь суровой.

Каково значение «брачной одежды»? (См. также Откр. 19:8).

Одежда представляет собой праведность Христа, которая проявляется в жизни и делах святых. Человек без одежды представляет номинальных христиан, которые претендуют на преимущества благодати и спасения, но не позволили Евангелию изменить свою жизнь и характер. Большой ценой были выполнены все приготовления для тех, кто внял приглашению. Как показывает эта притча, для того, чтобы войти в Царство Божье, недостаточно просто оказаться у двери.

Газетный заголовок в лондонской газете гласит: «Мертвая женщина пролежала в квартире три года: скелет Джойс нашли на диване рядом с включенным телевизором». Женщина три года пролежала мертвой в лондонской квартире, и никто не побеспокоился о ней? Никто не позвонил, чтобы убедиться, в порядке ли она? Как такое могло случиться в эпоху практически безграничной связи?

Об этой истории узнали во всем мире, хотя особенно потрясены были жители Лондона. Как она могла пролежать мертвой столько времени, но никто не знал об этом? Тем не менее без надежды и обетования Евангелия, как и без спасения, достигнутого для нас высокой ценой, мы все обречены на забвение, подобно этой бедной женщине. В действительности, наша ситуация еще хуже, потому что в отличие от нее нас никто не найдет и не сможет оплакать нашу кончину ни спустя три года, ни спустя три миллиарда лет.

Ученые сходятся во мнении, что рано или поздно Вселенная умрет «тепловой смертью». Крест говорит нам, однако, что это ошибочный взгляд; вместо вечного забвения мы можем иметь надежду на вечную жизнь в новом небе и на новой земле. Имея столь радужную перспективу, как мы можем научиться не позволять никому и ничему встать на пути обретения того, что нам предлагается в Иисусе?

Вопросы для обсуждения:

1. Подумайте о том, насколько необратима и могущественна смерть и какими бесполезными выглядят все человеческие усилия на протяжении тысячелетий победить ее. Поэтому неудивительно, что потребовались такие значимые и полные драматизма события, как смерть и воскресение Сына Божьего, чтобы победить смерть ради нас. Как это указывает нам на то, что Крест должен быть средоточием наших надежд и верований?

2. Поразмышляйте о том, что значит облечься в праведность Иисуса. Как правильное и сбалансированное понимание этой важной концепции может удержать нас от впадения в крайности: веру в «дешевую благодать» и законничество? Почему важно избегать и того, и другого?