СШ

Субботняя Школа

Урок 12
. 11–17 июня. Последние дни Иисуса.

"Евангелие от Матфея" - пособие по изучения Библии в субботней школе на II квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ II квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Мф. 26:1–16; Лк. 12:48; Мф. 26:17–19; 1 Кор. 5:7; Мф. 26:36–46; Мф. 26:51–75.

Памятный стих:

«Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь» (Мф. 26:31).

В этом уроке мы рассмотрим последние дни земной жизни Христа, предшествовавшие кресту. Мир и Вселенная вскоре станут свидетелями самого ответственного момента за всю историю творения.

Из событий, которые мы изучим на этой неделе, можно извлечь множество уроков, но особое внимание мы сосредоточим на вопросах свободы и свободной воли. Посмотрите на то, как различные персонажи распорядились великим и драгоценным даром свободы. Посмотрите на значимые и судьбоносные последствия использования людьми этого дара.

Петру, Иуде, женщине с алавастровым сосудом — всем пришлось делать выбор. Но, самое главное, Сам Иисус также оказался перед выбором, и Он принял величайшее решение пойти на крест, хотя Его человеческая природа протестовала против этого. «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39).

Невероятная ирония: наше злоупотребление даром свободной воли привело Иисуса к моменту, когда уже Ему пришлось воспользоваться Своей свободной волей и сделать выбор: спасать или не спасать нас от разрушения, к которому так или иначе привело бы нас наше преступное своеволие.

Проследим последние дни жизни Иисуса на земле. Ему еще предстоит взойти на крест, воскреснуть и в полной мере явить Себя в качестве распятого и воскресшего Спасителя мира. Как бы сильно последователи Иисуса ни любили и ни ценили Его, им предстояло еще многое узнать о том, кем Он является и что Он совершит для них. Глядя в прошлое и имея в распоряжении все Писание целиком, включая ценные разъяснения Павла относительно искупительной смерти Иисуса, мы знаем гораздо больше о том, что Иисус собирался сделать для нас, чем знали Его ученики на момент этой истории.

Имея это в виду, прочитайте Мф. 26:1–16. Каково значение этого дорогого подарка, и как это учит нас относиться к Иисусу?

Обратите внимание на то, что Матфей помещает историю помазания ног Иисуса (произошедшую, вероятно, до триумфального въезда в Иерусалим) рядом с упоминанием о составленном заговоре против Него. Тогда как некоторые Его соотечественники планируют навредить Христу, другие демонстрируют свою безудержную любовь к Нему и преданность, как, например, Мария, вылившая на Учителя «алавастровый сосуд мира драгоценного» (ст. 7).

Тогда как ученики возмутились такой тратой, Иисус назвал поступок женщины «добрым делом». Этим расточительным на первый взгляд действием женщина показала всю глубину своих чувств к Иисусу. Хотя она, конечно, не знала всего того, что должно было произойти и с какой целью, она прекрасно осознала свой неоплатный долг перед Иисусом и хотела выразить Ему свою признательность. Возможно, она слышала Его слова: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12:48). Между тем ученики, которые, несомненно, видели гораздо больше дел Иисуса, чем эта женщина, упустили из виду этот важный момент.

«Это благословенное миро было символом переполненного сердца дарительницы. Оно было внешним проявлением любви, преизбыточно питаемой небесными потоками. И это помазание Марии, которое ученики сочли расточительством, многократно повторяется в восприимчивых сердцах других людей» (Эллен Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1101).

Каким, согласно этой истории, должен быть наш отклик на то, что нам дано в Иисусе? Используя свою свободную волю, какое «доброе дело» мы можем сделать для Него в знак нашей признательности?

Прочитайте Мф. 26:17–19. Почему так знаменательно, что события разворачиваются во время Пасхи? Прочитайте также Исх. 12:1–17; 1 Кор. 5:7.

История Исхода — это, безусловно, история искупления и избавления. Бог спасает тех, кто сам не в состоянии спастись. Какой подходящий символ для обозначения того, что Иисус должен был вскоре сделать для всех нас!

Прочитайте Мф. 26:26–29. Что Иисус говорит Своим ученикам? Что Его слова означают для нас сегодня?

Иисус указывал им на более глубокое значение Пасхи. Избавление из Египта было замечательным проявлением господства и власти Бога, но этого не было достаточно. Это было не то искупление, в котором на самом деле нуждались евреи или любой из нас. Нам нужно искупление в Иисусе, дающее вечную жизнь. «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15). Иисус указывает им на подлинное значение вина и хлеба — символов Его смерти на кресте.

Таким образом, в отличие от жертвенных приношений, которые предвещали смерть Иисуса, участие в служении Вечери Господней напоминает нам об этой смерти. В обоих случаях символы указывают нам на крест Христов.

И все же эта история не заканчивается крестом. Сказав ученикам, что не будет пить от плода виноградного до того дня, когда будет пить с ними «новое вино в Царстве Отца» Его (Мф. 26:29), Христос направил их взгляд в будущее, на Второе пришествие и дальнейшие события.

Подумайте о словах Иисуса, что Он не будет пить от плода виноградного, доколе мы не будем с Ним в Царстве Отца. Что это говорит о том, насколько близкими будут наши с Ним отношения? Как мы можем сблизиться с Ним уже сейчас?

Во время пасхальной недели священники приносили в жертву тысячи животных в храме, прямо на холме над Кедронской долиной. Кровь этих животных кропилась на жертвенник и затем стекала по канаве к потоку, пересекавшему долину. Возможно, этот поток становился красным от крови животных. Иисус и Его ученики переходили красные воды этого ручья на своем пути к Гефсиманскому саду.

Прочитайте Мф. 26:36–46. Почему Иисусу было так тяжело в Гефсимании? Что произошло там на самом деле?

Не физической смерти боялся Иисус, когда молился, чтобы сия чаша миновала Его. Больше всего Иисуса пугало разделение с Богом. Иисус знал: чтобы стать грехом за нас, умереть вместо нас, понести на Себе гнев Божий против греха, Он должен быть отделен от Отца. Нарушение святого Закона Божьего было настолько серьезным, что требовалась смерть преступника. Иисус пришел для того, чтобы Самому принять эту смерть и избавить нас от нее.

«Когда Христос размышлял о предстоящей битве, Его душа наполнялась страхом. Его пугала мысль о разделении с Богом. Сатана внушал Ему, что, если Он станет поручителем за грешный мир, это разделение будет вечным. Его причислят к царству сатаны, и никогда не осуществится Его единение с Богом… Наступило то ужасное мгновение, которое должно было решить судьбу мира. Судьба всего человечества оказалась на колеблющихся весах. В тот момент Христос мог еще отказаться испить чашу, предназначенную для виновного человека, — было еще не поздно. Он мог отереть кровавый пот со Своего чела и оставить людей погибать в грехах, сказав: пусть преступник понесет наказание за свой грех, а Я пойду к Моему Отцу. Выпьет ли Сын Божий горькую чашу унижения и мучения? Возьмет ли на Себя Невинный проклятие греха, чтобы спасти виновных?» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 687, 690).

Как готовность Иисуса совершить ради нас подвиг должна воздействовать на каждый аспект нашей жизни, особенно когда дело доходит до помощи другим? Как мы можем научиться отражать характер Иисуса в нашей жизни?

Как печальна история Иуды! Если бы он не дожил до своего последнего путешествия в Иерусалим, то мог оказаться в числе наиболее почитаемых персонажей святой истории. Церковные здания, возможно, были бы названы его именем. Вместо этого его имя навсегда связано с предательством и вероломством.

Прочитайте Ин. 6:70 и Лк. 22:3. Как эти стихи помогают объяснить действия Иуды?

Конечно, можно обвинять сатану, стоявшего за предательством Иуды, но напрашивается вопрос: что было не так с Иудой, раз дьявол смог управлять им? В конце концов, ведь сказано, что сатана хотел завладеть и Петром (Лк. 22:31). Однако в отличие от Петра Иуда отказался посвятить себя полностью Господу. Должно быть, он держался за какой-то грех или изъян характера, что позволило сатане склонить его к тому, что он сделал. Опять же, мы видим еще один ощутимый результат свободы выбора.

Прочитайте Мф. 26:47–50 и 27:1–10. Какие уроки мы должны извлечь из печальной истории Иуды?

В Мф. 26:47–50 описывается, как Иуда ведет подразделение из примерно 600 солдат, а также первосвященников и старейшин. Какой невероятный момент власти для Иуды! Когда у вас есть то, чего люди на самом деле хотят, вы обладаете огромной силой, как Иуда в данном случае. Все идет нормально, по крайней мере до тех пор, пока у вас есть то, чего они хотят. Но как только они получают от вас желаемое, вы им уже не нужны. Через несколько часов Иуда останется один, потеряв абсолютно все.

Еще один важный урок заключается в том, за сколько Иуда продал свою душу. За тридцать серебреников? В пересчете на сегодняшний день это заработная плата за 1–4 месяца работы, в зависимости от того, какая серебряная монета имелась в виду. Даже если бы это была сумма в десять или в сто раз больше, посмотрите, чего она ему стоила! И, как показывает история, он потерял даже ее. Эти деньги не принесли ему радости; он бросил их к ногам тех, от кого получил. Какое убедительное доказательство истины: все то, что заставляет нас отвернуться от Иисуса, потерять свою душу, является таким же бесполезным, как полученная Иудой плата за предательство. Иуда был так близок к вечной жизни, но лишился ее в погоне за тщетой.

Иисус заранее знал о добровольном решении Иуды предать Его. Это один из многих библейских примеров, показывающих, что предвидение Богом нашего волеизъявления ни в коей мере не ущемляет нашу свободу. И Он знал не только о предательстве Иуды, но и о том, что самонадеянный Петр в самый ответственный момент убежит, а затем и отречется от Него.

Прочитайте Мф. 26:51–75. Как вы думаете, почему Петр отрекся от Иисуса?

Часто мы думаем, что Петр отрекся от Иисуса просто потому, что он испугался. Не забывайте, что тот же самый Петр осмелился поднять меч на римских солдат (Ин. 18:10)! Петр был готов умереть героической смертью, но Иисус остановил его.

Что же произошло с Петром за короткий промежуток между моментами доблести и отречения? Почему он не признался, что был учеником Христа? Почему Петр сказал: «Не знаю Сего Человека!» (Мф. 26:72)?

Возможно, Петр повел себя таким образом, потому что понял: он не знает Сего Человека, не знает, для чего Он пришел, не знает, что означает Его арест. Поэтому в момент паники он отрицал, что когда-либо знал Его. Возможно, Петр отрекся от Иисуса, когда осознал, что не понимает того, что делает Иисус. Он сдался сам, когда у него возникло ощущение, что Иисус сдался.

Петр все еще полагался на свой разум и не полностью доверился Иисусу, вопреки невероятным знамениям, которые он видел, и собственному смелому исповеданию веры в Иисуса как Христа (Мф. 16:16). Отречение Петра должно предостеречь нас: все чудеса и знамения в этом мире не сохранят нашей верности Богу, если наши сердца не покорятся Ему.

В Евангелии от Луки отмечается, что, когда Петр в третий раз заявил, что не является учеником Иисуса, Сам Иисус, «обратившись, взглянул на Петра» (Лк. 22:61). Здесь используется то же самое слово emblepo, которое описывает проникновенный взгляд Иисуса в эпизоде их первой встречи (Ин. 1:42). Какой урок мы можем извлечь из этой истории для себя? Можем ли мы надеяться на проявление Божьей любви к нам, даже если мы, подобно Петру, потерпим неудачу?

В 1959 году два бандита ворвались в дом в Канзасе и убили родителей и двух детей-подростков. Прежде, чем убийц нашли, брат убитого отца семейства отправил в местную газету письмо с таким содержанием:

«Это общество слишком озлоблено. Я даже слышал несколько раз, что преступника, когда его найдут, следует повесить на ближайшем дереве. Нельзя позволять себе такие настроения. Дело сделано, и, отняв жизнь у убийцы, ничего не изменишь. Вместо этого давайте прощать, как того желает Бог. Мы не должны таить обиду в наших сердцах. Тому, кто сделал это, будет мучительно трудно жить с этим. Он найдет спокойствие только тогда, когда придет к Богу за прощением. Давайте не будем мешать ему, но вместо этого помолимся, чтобы он мог обрести покой» (Truman Capote. In Cold Blood, p. 124).

Не вдаваясь в обсуждение вопроса смертной казни, мы видим в этих словах выражение той благодати, которую Христос предлагает нам всем. Даже после непростительного отречения Петра Христос простил его и поручил ему спасать людей.

«Только что Петр заявил во всеуслышание, что не знает Иисуса, — теперь он с горечью понял, насколько хорошо Господь знает его, насколько проницательно видит Он все движения сердца, неверность которого, как оказалось, была неизвестна даже самому Петру» (Эллен Уайт. Желание веков, с. 713).

Христос знал, что происходит в сердце Петра, еще до того, как об этом узнал сам Петр; и Он раньше Петра знал, что тот будет делать. И все же Его любовь и благодать остались неизменными, хотя Петру некого было винить в своих поступках, кроме себя.

Как важно, чтобы, имея дело с людьми, совершающими подобные ошибки, мы научились проявлять к ним милость так же долго, как мы хотели бы, чтобы она действовала для нас самих.

Вопросы для обсуждения:

1. «Каждая история обращения, — писал Клайв Льюис, — это история благословенного поражения». Как понимать эти слова? Как вы на собственном опыте узнали, что значит это «поражение»? Что было поражено, а что победило?

2. В Гефсиманском саду Иисус просит, чтобы чаша страданий миновала Его, «если возможно». Была ли у Христа другая возможность спасти человечество, кроме как отдать за него Свою жизнь? Почему? Почему смерть Иисуса, понесшего наши грехи, была абсолютно необходима? Почему у Бога не нашлось другого способа решить проблему греха в контексте великой борьбы?