Урок 1. 
25 июня — 1 июля. Восстановление образа Божьего


"Роль Церкви в обществе" - пособие по изучения Библии для молодежи на III квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ III квартал 2016 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

Вступление

2 Кор. 5:17

Это была четвертая годовщина нашей свадьбы. Мы с мужем гуляли по берегу вдоль прекрасного пляжа на северо-востоке Бразилии, когда вдруг обратили внимание на толпу людей, собравшихся вокруг какого-то мальчика. Охваченные любопытством, мы остановились, чтобы узнать, что происходит. Мальчик рисовал карикатуры прохожих и причем делал это довольно талантливо.

Мы с мужем решили сделать себе подарок, заказав юному художнику общий портрет. Присев на стулья, мы некоторое время позировали ему, пока он старался нас изобразить.

Наконец он закончил работу, и мы оба захотели взглянуть на шедевр. Когда мальчик развернул к нам холст, моей первой мыслью было: «Мой муж изображен так похоже, но я совсем на себя не похожа». Я была очень разочарована.

Мы заплатили мальчику и продолжили прогулку. Однако я не выдержала и рассказала мужу о своем разочаровании. «Он так хорошо передал твою суть, — сказала я ему. — А вот я сама на себя не похожа». Муж с удивлением повернулся ко мне. Оказывается, у него возникло совершенно противоположное впечатление. По его мнению, моя карикатура совершенно точно изображала меня, в то время как его портрет был совсем не похож на оригинал.

Вспомнив об этом случае, я стала размышлять о том, какими нас видят другие люди. Возможно, кто-то воспринимает меня совсем не такой, какой я сама себя вижу. То же самое может происходить и в нашей духовной (христианской) жизни. Мы полагаем, что своей жизнью показываем, каков Бог, в то время как в действительности, смотря на нас, люди могут получать о Нем совершенно иное представление.

В Быт. 1:27 говорится, что Бог сотворил нас по Своему подобию. На шестой день великий Художник создал репродукцию Своего образа, не карикатуру, а совершенное произведение искусства. Однако грех исказил образ Божий, который мы являем в своей жизни, настолько, что теперь в нас становится все труднее увидеть Его отражение.

На этой неделе мы увидим, как можно восстановить образ Божий в своей жизни и в церкви, чтобы быть живым отражением Иисуса Христа и сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).

Хотя карикатуру, нарисованную мальчиком в четвертую годовщину нашей свадьбы, исправить нельзя, я знаю, что мою жизнь, так же как и вашу, можно восстановить силой Божьей. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2 Кор. 5:17). Бог желает, чтобы в нас был восстановлен Его образ, и наделяет нас силой, как отдельных личностей, так и Его Церковь в целом, возрождать остальных.

Натиэли М. Шэффер, Берриен-Спрингс, Мичиган, США

Слово

Быт. 1–3

Хотя первая, вторая и третья главы книги Бытие содержат несколько основных христианских тезисов, в сегодняшнем размышлении мы сосредоточим свое внимание на тех словах, что проливают свет на три следующих вопроса: 1) Каков образ Божий? 2) Как этот образ был искажен? 3) В чем заключается Божий план по восстановлению этого образа?

Описание образа Божьего (Быт. 1:26)

Для нашего спасения важно знать и понимать, каков есть образ Божий. Нам необходимо знать Его истинный образ. В Быт. 1:26 можно найти краткое его описание: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (курсив автора). Этот стих представляет нам единого Бога, Который существует в триединстве Личностей. Эти Личности достаточно неэгоистичны, чтобы разделить между собой «Божественность» (Божественную природу), и именно по этому образу сотворено человечество, то есть мы. Быт. 1:26 продолжает историю: «И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». В следующих стихах говорится о том, что Бог сотворил и мужчину, и женщину по Своему подобию (см. Быт. 1:27). Затем Он благословил их и рассказал, как жить, будучи Его образом: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28).

Все это содержит достаточно огромный объем информации, поэтому давайте упростим задачу. Основываясь на Быт. 1:26‒28, мы можем сказать об образе Божьем следующее: 1) Он существует в едином сообществе, 2) Он существует во взаимоотношениях с другими личностями, подобными Ему, 3) в Нем отсутствует эгоистичное начало. 4) Он правит птицами, рыбами и животными, обитающими на суше. И в довершении всего Быт. 1:33 сообщает нам, что, согласно словам Бога, все было «хорошо весьма».

Однако человечество не могло выполнять свое предназначение — жить и функционировать, будучи Его образом, до тех пор, пока Бог не наполнил их Своим дыханием — жизненно важной Своей частью. Наконец Бог завершил неделю творения, заполнив всю землю Самим Собой. На седьмой день Он отметил конец Своего труда, благословив субботу. Возможно, самым важным в понимании образа Божьего является то, что мы не можем отражать Его образ, если Он не даст нам часть Самого Себя.

Искажение образа Божьего (Быт. 3:1)

Бог сотворил мужчину и женщину по Своему образу. Он благословил их и даровал субботу, чтобы они могли наслаждаться близким общением со своим Создателем и друг с другом. Воплощение в мужчине и женщине образа Божьего было весьма хорошо. Однако кое-кто решил этому помешать. Змей заговорил с женщиной, и она поверила его лжи. Но почему? Обратите внимание, что змей с самого начала заставил Еву поставить под сомнение повеление Бога (см. Быт. 3:1). Далее он произносит то, что фактически противоречило Божьим словам. Он самым вопиющим образом обвинил Бога в сокрытии блага от сотворенных Им существ. Каждой своей фразой он пытался ослабить влияние Бога на женщину. И с каждой секундой, проведенной Евой под деревом, ее доверие к Богу становилось все слабее и слабее, пока наконец она не поверила злоумышленнику. А поверив ему, она ослушалась Бога. Таким образом, образ Божий был искажен. Враг пытается ослабить нашу связь с Богом и наше доверие к Нему, чтобы, услышав его обвинения в адрес Бога, мы поверили ему, а не своему Творцу. Мы искажаем образ Бога, подчиняя свою жизнь не Слову Божьему, а словам врага.

Восстановление в нас образа Божьего (Рим. 13:14; Евр. 3:14; 2 Петр. 1:3, 4)

Если образ Божий искажается, когда мы строим свою жизнь, следуя словам врага, логично будет заключить, что восстановление Его образа происходит, когда мы предпочитаем жить согласно Божьему Слову. Однако сказать проще, чем сделать. Змей не стал открыто обвинять Бога. Он знал, что шансы обмануть Еву будут выше, если воздействовать на ее отношения с Богом издалека. Поэтому шаг за шагом, мало-помалу, постепенно змей заставил Еву находиться под деревом достаточно времени, чтобы своими вопросами зародить в ней сомнения. Не только призыв стать подобной Богу привел к тому, что женщина поддалась обману. Причиной послужил и тот факт, что она поверила обвинениям сатаны, выдвинутым против ее Создателя.

Восстановить в нас образ Божий только за счет «правильной жизни» невозможно. Иоанн и Иуда являются примером людей, долгое время проживших рядом с Иисусом. Они оба имели одинаковый опыт. Однако в одном из мужчин образ Божий был восстановлен, а в другом — нет. Вначале Его образ был искажен в них обоих. Каждый из них имел возможность слышать Слово, изучать его, жить правильно и обрести Божью благодать, которая одна только может изменять человеческие сердца. Но лишь один из учеников был смиренным слушателем и исполнителем. Другой интересовался только самим собой. Таким образом, он отлучил себя от преобразующей благодати Божьей, которая делает нас исполнителями Слова Божьего, а не только его слушателями.

ДИСКУССИЯ

Как истина о том, что мы сотворены по образу триединого Бога, помогает нам понять, какой должна быть наша жизнь?

Каким образом мы способствуем распространению лживых утверждений сатаны о Боге, когда выбираем жизнь в страхе и бесчестии?

Какую роль играет образование (помимо официального школьного) в восстановлении образа Божьего в людях?

Таня Лавдэй, Берриен-Спрингс, Мичиган, США

Свидетельство

Быт. 1:27; Мф. 22:37‒39; Лк. 10:27

«Сотворенный Адам по своей физической, умственной и духовной природе был подобен Творцу. „Сотворил Бог человека по образу Своему“ (Быт. 1:27), чтобы, живя бесконечно, человек с каждым днем все более полно раскрывал образ и отражал славу своего Создателя. Близкое общение с Творцом было для него огромным преимуществом…

Из-за непослушания Творцу он лишился всего этого. Подобие Божье было искажено грехом и почти изглажено. Человек физически ослабел, стал умственно деградировать, духовное видение угасло. Он теперь был подвержен смерти. Но Бог не оставил род человеческий без надежды.  Безграничной любовью и милостью был разработан план спасения падшего человека и дарована жизнь с испытательным сроком. Только искупление могло вернуть человеку образ его Творца, возвратить к совершенству, в котором он был сотворен, содействовать развитию его тела, ума и души так, чтобы первоначальный замысел его сотворения мог быть осуществлен. Вот цель воспитания, вот великая цель жизни.

Любовь как основа творения и искупления является движущей силой правильного воспитания. Об этом доступно сказано в законе, данном Богом как руководство в жизни.Первая и наибольшая заповедь гласит: „Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим“ (Лк. 10:27). Любовь к Нему, безграничная, всепоглощающая, пронизывающая всю нашу сущность и разумение и очаровывающая сердце, является непременным условием наилучшего развития всех наших способностей. Это значит, что во всем: в теле, в разуме и в душе восстановится Божий образ.

Вторая заповедь, так же как и первая, гласит: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“ (Мф. 22:39). Закон любви призывает нас посвятить себя служению Богу и ближним. Это служение, являясь благословением для окружающих, приносит величайшее благословение нам самим. В основе правильного развития человека лежит бескорыстие. Бескорыстие — залог высочайшей культуры развития всех наших способностей. Только так мы приближаемся к Божественной природе, готовимся к небесному жительству, потому что наши сердца приобретают отпечаток вечности».

ДИСКУССИЯ

Как первая и вторая заповеди связаны с образом Божьим?

Каким образом любовь к Богу и человеку затрагивает все наше существо — и тело, и разум, и душу?

Мадока Николс, Берриен-Спрингс, Мичиган, США

Доказательство

Быт. 1

Наш Бог — это Бог действия. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Действие — Его главный инструмент, с помощью которого Он являет Свою любовь к созданному Им. Он не останавливается ни на минуту, восполняя нужды сотворенных Им существ. Откуда мы знаем это? Мы читаем об этом в Его Слове, наблюдаем в природе и чувствуем в своей жизни. Но и это еще не все. Библия говорит нам о том, что мы сотворены по образу Его. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). И последнее, но от этого не менее значимое — Он создал нас с определенной целью, повелев: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Таким образом, наша задача — быть Его представителями.

В Библии показаны Божья забота и любовь к нам и то, как Он всегда печется о нас и восполняет наши нужды, серьезные и не очень. Он обеспечивает нас пищей.  «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Быт. 2:9). Еще одно кажущееся незначительным действие произошло в Едемском саду, когда Бог прикрыл наготу Адама и Евы после грехопадения (см. Быт. 3:21).

Когда Бог выслал Адама и Еву из Едемского сада, Божественный план претерпел изменения. Теперь Богу пришлось проявлять заботу о Своем народе иными способами.  С той поры Он стал заботиться о Своем народе через Своих последователей. Иисус, Сын Божий, показал нам, как заботиться друг о друге. Евангелие рассказывает, что Иисус общался с грешниками, исцелял больных, разговаривал с отверженными, спас блудницу от смерти, накормил голодных и заботился о нищих. Он обращал внимание даже на проблемы социального характера. «Иисус стал миротворцем, Он был готов переступить через ненависть и предрассудки своего времени и той страны, в которой жил».

Иисус показал Своим ученикам, как заботиться о людях, нуждающихся в помощи. Он побуждал их следовать Его примеру. Бог ожидает того же и от нас. И я призываю вас искренно просить Его оказать вам честь послужить инструментом для благословения других людей дома, или в образовательном учреждении, или в торговых точках. Где бы вы ни находились, будьте истинным последователем деятельного Бога, Которому служите.

ДИСКУССИЯ

Какое положительное влияние на свое окружение вы можете оказать, показывая, что служите деятельному Богу? Дайте Ему обещание совершить что-то особенное на предстоящей неделе.

Как может измениться ваша жизнь, если вы возьмете в привычку ежедневно просить Бога помочь вам быть благословением тому, кто нуждается в помощи?

Хуан Д. Алварес, Берриен-Спрингс, Мичиган, США

Практика

Иер. 18:4‒6

Как гончар лепит сосуд из куска глины, так и Бог, великий Горшечник, сотворил из праха земного человека, обладающего свободной волей и разумом, слепив его по образу Своему. К сожалению, Адам и Ева злоупотребили своей свободой, решив ослушаться Божьего повеления не вкушать от дерева познания добра и зла. В результате человеческая природа была искажена.

Подобно тому, как гончар переделывает испорченный, но все еще пластичный кусок глины в нужный ему сосуд, так и Бог, движимый Своей любовью, желает восстановить в нас Свой образ. Однако Он ожидает, что мы будем сотрудничать с Ним в этом деле. Какой должна быть глина, чтобы Горшечник смог восстановить сосуд?

Глина должна быть податливой. Нам хорошо известно, что Бог может сотворить невозможное. Мы часто говорим об этом людям. Когда же дело касается того, чтобы разрешить Ему сотворить невозможное в нашей жизни, мы начинаем испытывать страх. И именно в такие моменты Бог желает, чтобы мы позволили Ему контролировать ситуацию, потому что только при этом условии Он может совершать в нас Свою работу (см. Иер. 1:8).

Глина должна быть послушной. Когда все находится под Божьим контролем, Он открывает наши глаза, показывая Свой образ мышления, чтобы мы решили, хотим ли и дальше находиться под Его водительством (см. Флп. 2:5). Только когда мы принимаем решение позволить Ему вести нас, Он получает возможность нам помогать. Как Он сказал в Ис. 41:10: «Я… помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей».

Глина должна быть готова перенести жар. Чтобы глина полностью приняла ту форму, которую предназначил для нее гончар, ей нужно пройти через горнило. Так же, как глина навсегда сохраняет свою форму, побывав в печи, так и христиане приобретут праведный характер, пройдя огненные испытания, допущенные в их жизни Богом (см. Иов. 23:10). Вспомните слова гимна «Твердое основание»: «Именно в минуты жизненных испытаний, при принятии трудных решений Бог напоминает нам, что Его благодать всегда с нами». Подобный опыт не причинит нам вреда, так как его назначение — избавить нас от плохих привычек и укрепить в нас Его характер.

ДИСКУССИЯ

Как Бог может совершать Свои дела через нас при условии нашей податливости и послушания Ему?

Почему доверие является основным аспектом наших отношений с Богом?

Реналдо Хайнс, Берриен-Спрингс, Мичиган, США

Мнение

Мк. 2:1–12

В истории о расслабленном, которого четверо друзей спустили через крышу дома, где Иисус учил народ, очевидно, что эти друзья и хозяин дома объединили свои усилия с Иисусом, чтобы помочь полностью исцелить мужчину — и его тело, и душу, и разум. Как мы можем восстановить образ Божий в Теле Христовом (Церкви), понимая, что это — сообщество, члены которого совершают такой же совместный труд, как и люди из той истории?

Майкл Льюис и Патрик Конейти написали в своей книге «The Resilience Imperative» следующие слова: «Человечеству придется столкнуться в следующем столетии с серьезными проблемами: изменением климата, пиком активности в добыче нефти, постепенно охватывающим весь мир глобальным финансовым кризисом, вопиющим неравенством… Ничего не меняя, нам не стоит надеяться выжить и сохранить при этом остатки чести. Мы скорее должны коренным образом изменить свой взгляд на мир, свое мышление и свои действия по отношению друг к другу и планете». Они предлагают решение проблемы, выдвигая вопрос и отвечая на него.

Вопрос: «Хватит ли у нас мудрости и смелости радикально изменить свое мировоззрение ради всеобщего безопасного будущего?»

Ответ: «Наш вид доказал в прошлом свою жизнестойкость. Мы умеем приспосабливаться. Мы можем изменять сложившийся порядок вещей».

Далее авторы сосредоточивают внимание на двух моментах, которые, по их утверждению, могут активизировать изменение взглядов, рекомендуемое ими для светлого будущего всемирного сообщества: жизнестойкость и малые группы.

Церковь сформировалась из небольшой группы людей, которые с поразительной выносливостью преодолевали гонения в ранний период своей истории. Как могут современные христианские сообщества — большие и не очень — приобрести жизнестойкость, необходимую для того, чтобы справиться с распространенными в нашем мире проблемами? Что мы можем сделать, чтобы принять в этом участие?

ДИСКУССИЯ

Какие принципы выносливости, характерной для малых групп, можно увидеть в истории о расслабленном?

Будучи членом христианской общины, какое участие вы можете принять в движении по решению глобальных проблем, упомянутых выше?

Сан Хо Пак, Берриен-Спрингс, Мичиган, США

Исследование

Флп. 2:13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В одном из местных книжных магазинов, торгующих религиозной литературой, выставлено на обозрение довольно необычное зеркало. Издалека оно выглядит так же, как любое другое, но если вы подойдете поближе, то увидите в самом центре бледное изображение Иисуса. Какое великое влияние могли бы оказать на мир христиане, если бы перед началом каждого нового дня последователи Бога бросали взгляд в подобное зеркало. Не для того, чтобы взглянуть на свое отражение, а для того, чтобы напомнить себе, что самой важной целью для них на ближайшие сутки станет задача показать образ Божий каждому встреченному ими человеку. По мере того, как Бог восстанавливает в нас Свой образ, давайте с каждым разом являть миру все более совершенную картину того, каков Он есть и насколько ценит каждую душу.

ЗАДАНИЯ

Нарисуйте плакат, представляющий идею о том, как отражать образ Иисуса.

Придумайте математическое выражение, которое объяснило бы, как человечество потеряло образ Божий и как его можно восстановить.

Выучите наизусть Рим. 12:2.

Выучите гимн, в котором говорится, что только Иисусу должна принадлежать вся слава и только Он один должен быть превознесен во всем.

Обойдите квартиры в своем доме, раздавая литературу и предлагая своим соседям помолиться с ними.

Перечислите 7–10 качеств характера, которые можно увидеть в жизни Иисуса (например, честность, смирение, любовь). Какие из них наиболее явно видны в вашей жизни? Какие нет? Попросите Бога помочь вам преодолеть свои слабости, чтобы вы смогли лучше являть Его образ другим.

Прогуляйтесь и посмотрите, как в Божьем творении отражены качества Его характера.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 67‒83.

Jill Morikone, «A Heart That’s Transformed», Heart Lift (Pacific Press, 2013).

Рене Коффи, Гоблз, Мичиган, США