Урок 5. 
23–29 июля. Просветительское служение Христа


"Роль церкви в обществе" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ III квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Лк. 4:16–19; 10:25–37; Мф. 5:13; Ис. 2:8; Ин. 4:35–38; Мф. 13:3–9.

Памятный стих:

«И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23).

Роберт Льюис Стивенсон, ставший известным благодаря своему приключенческому роману «Остров сокровищ», рос болезненным мальчиком и не мог регулярно посещать школу. В конце концов родители наняли учителя для обучения ребенка на дому и няню, которая помогала бы ему в удовлетворении его личных потребностей. Однажды вечером няня зашла пожелать ему спокойной ночи и застала его стоящим у окна. Его руки и нос были прижаты к стеклу. Боясь, что мальчик простудится, няня потребовала, чтобы тот немедленно вернулся в постель.

Роберт сказал ей: «Подойдите к окну, чтобы увидеть то, что я вижу!».

Няня подошла, чтобы посмотреть. Внизу, на улице, фонарщик зажигал уличные фонари. «Смотрите, — воскликнул Роберт, — человек протыкает темноту!» (Margaret Davis, Fear Not! Is There Anything Too Hard for God? P. 332).

Мы вкратце рассмотрели, что говорит Ветхий Завет о помощи нуждающимся. А сейчас давайте рассмотрим, что говорит об этом Новый Завет! И лучше всего начать обсуждение с примера Иисуса! Одно из известных наставлений Иисуса гласит, что мы должны быть «светом мира» (Мф. 5:14). Поступая так, мы отражаем Иисуса — истинный Свет миру (см. Ин. 8:12). Наставления Иисуса, которые Он сформулировал в процессе Своего земного служения, указывают на то, каким образом мы с Его помощью можем пронзать тьму.

Иисус, молодой Учитель из Назарета, стал весьма популярным в Галилее (см. Лк. 4:15). Когда Он говорил, «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники» (Мф. 7:28, 29). Однажды в субботу, когда Ему передали свиток книги пророка Исаии, Иисус прочитал первые два стиха 61-й главы, остановившись на середине предложения перед фразой «и день мщения Бога нашего» (Ис. 61:2).

Прочитайте Лк. 4:16–19. Где мы слышали эти слова раньше? (См. Ис. 61:1, 2). Что Иисус провозгласил, прочитав эти тексты?

Как мы уже отметили, фраза «лето Господне благоприятное» указывает на юбилейный год (см. Лев. 25). Во время Своего посещения Назарета Иисус цитирует мессианский отрывок из Писания и заверяет Своих слушателей, что «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21). В Своей проповеди Он открывает Себя как Помазанника, Который благовествует нищим, проповедует пленным освобождение, слепым прозрение, свободу измученным и предвещает восстановление юбилейного года. Этот перечень хорошо описывает земное служение Иисуса, ключевыми элементами которого были наставление, исцеление и служение нуждающимся.

Почему Иисус не до конца цитирует отрывок из Ис. 61:2?

Возможно, Иисус укоротил фразу, заканчивающуюся словами «день мщения Бога нашего», не желая, чтобы Его служение соотносилось с преобладающим мнением, что Мессия одержит победу над поработителями родного народа и подчинит их власти Израиля. Данное представление было ошибочным, что, к сожалению, помешало многим Его соотечественникам принять Христа и Его служение таким, каким оно было в действительности. Вместо этого Он обратил их внимание на служение нуждающимся, которое Он должен был предложить там и тогда, независимо от политической ситуации.

Какой вывод мы должны сделать для себя из слов Иисуса, осознавая, что Он делает особое ударение на практической работе, которую мы должны выполнять?

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Прочитайте Лк. 10:25–37. Какая весть содержится здесь для нас в контексте всестороннего рассмотрения вопроса о помощи нуждающимся?

Знаток закона понимал, что все заповеди основаны на любви к Богу и ближнему, которого мы должны любить, как самого себя. Возникает вопрос: «Кто мой ближний?».

Поскольку во времена Христа было принято относиться к соотечественникам как к ближним, а ко всем остальным как к чужакам, этот книжник просил Иисуса прояснить данный вопрос. Притча, рассказанная Иисусом, открывает совершенно другой смысл. Наш ближний — это тот, кто нуждается в нашей помощи. Быть ближним значит удовлетворять нужды окружающих. Священник и левит были больше озабочены тем, как бы им не оскверниться и не поставить под угрозу выполнение ими своих священных обязанностей. Какой удобный способ использовать свою религию в качестве благовидного предлога, чтобы не умирать для своего «я» и не оказывать помощи тому, кто, скорее всего, не сможет отплатить.

В отличие от них самарянин увидел в этом раненом «чужестранце» и «враге» своего ближнего и постарался удовлетворить его потребности, а не свои собственные. Вместо того чтобы спрашивать: «Кто мой ближний?», мы должны спросить: «Кто станет ближним для униженных и угнетенных?». Не имеет значения статус человека, потому что в нашей помощи нуждается всякий, кто терпит нужду.

«Бог не признает национальных, расовых или социальных различий. Он — Творец всего человечества. Все люди являются одной семьей благодаря как творению, так и искуплению. Христос пришел, чтобы разрушить все разделяющие людей стены, открыть все пространства храма, чтобы каждая душа получила свободный доступ к Богу. Его любовь столь широка, столь глубока, столь полна, что она проникает всюду» (Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, с. 386).

Как наши предрассудки могут помешать нам выполнять отведенную нам роль ближних?

«Вы — соль земли» (Мф. 5:13).

В этом отрывке Иисус призывает Своих последователей быть «солью», преобразующим веществом. Церковь является «солонкой», которая содержит «соль земли». С чем или с кем мы должны смешать эту «соль»? Только лишь с собой или с ингредиентами, отличными от нас самих?

Возможно, вы лучше сможете понять ответ на этот вопрос, если заполните одну форму для выпечки хлеба только солью, а другую — тестом, которое содержит соль в качестве одного из ингредиентов. В первой форме — одна лишь соль; едва ли такой продукт будет вкусным и пригодным к еде. Во второй форме соль в определенной пропорции входит в состав теста наравне с другими ингредиентами. И в таком качестве она превращает тесто в мягкий и вкусный хлеб. Соль приносит больше пользы, когда она смешивается с другими компонентами. То же самое верно и в отношении христиан. Преобразования не произойдет, если мы останемся в комфортной церковной «солонке».

Этот важный момент нельзя упустить. Мы можем придерживаться нравственных принципов в различных аспектах, например, не курить, не пить, не играть в азартные игры или не совершать преступления. Все это важно. Но вопрос заключается не только в том, чего мы не делаем, но и в том, что мы делаем. Другими словами, что мы делаем, чтобы помочь людям, с которыми живем в одном городе, тем, кто нуждается в нашей помощи?

Прочитайте еще раз Мф. 5:13, обратив внимание на вторую часть стиха. Как соль может потерять свою силу?

«Но если соль потеряет свою силу, если благочестие проявляется только в словах, а любви ко Христу нет, то в таком человеке нет и силы к добру. Такая жизнь не может оказать спасительного влияния на мир» (Э. Уайт. Желание веков, с. 439).

Давайте вернемся к примеру с рецептом. Как мы увидели, если у нас есть только одна соль, то это нехорошо. Чрезмерное количество соли в рационе может быть вредным. Соль должна быть тщательно перемешана с другими ингредиентами. Следовательно, если мы похожи на мир или, что еще хуже, ничем не отличаемся от мира, тогда мы не сможем произвести изменения в нем. Нам нечего будет предложить людям. Соль станет непригодной. А как в таком случае с ней поступают, по словам Иисуса?

Однако, пронизанные благоуханием любви Христа, мы будем охотно смешиваться с другими людьми, чтобы в качестве преобразующего элемента оказать положительное влияние на их жизнь. Мы будем вести других к тому, что действительно имеет значение в жизни, — к спасению в Иисусе.

Прочитайте Втор. 12:30; 31:20; Ис. 2:8. О какой опасности предупреждают данные тексты и как нам не попасть в эту ловушку?

Прочитайте Ин. 4:35–38. Что Иисус говорит нам здесь о различных шагах на пути спасения душ?

Работа фермера многогранна. Необходимо проделать большую работу, прежде чем вырастет обильный урожай (Мф. 9:35–38). Не только жнецы необходимы для жатвы Господней. Можете ли вы представить себе фермера во время сбора урожая, который говорит своим помощникам: «Наступило время жатвы, давайте посеем семена»? Сбор урожая возможен только тогда, когда были проведены предварительные сельскохозяйственные работы.

Фермерство включает в себя прежде всего подготовку почвы, поскольку не всякий тип почвы пригоден для земледелия. (Прочитайте Мф. 13:3–9.) Что может сделать ваша община в той местности, где она находится, чтобы разрыхлить «твердую почву» и удалить «камни» и «тернии»?

Одни работники проделали большую работу задолго до сбора урожая, а другие работники пожинают плоды их труда. Иногда в евангельской деятельности уделяется больше внимания жатве, чем подготовительной работе. Однако это неправильный подход. Почва должна быть подготовлена ​​задолго до того, как евангелист посетит это место и начнет проповедовать в надежде на хороший урожай.

Необходимо рассматривать работу на поле как процесс: тестирование почвы, подготовка/обработка почвы, посадка, полив, удобрение, борьба с вредителями, ожидание, сбор и хранение урожая.

Сбор урожая является лишь частью этого процесса. В церкви процесс «фермерства» может включать в себя тестирование почвы посредством проведения различных мероприятий, таких как анкетирование и опрос населения с целью выявления нужд общества и оценки его демографического состояния. В процессе подготовки и обработки почвы может вестись работа по удовлетворению нужд населения, выявленных в результате анкетирования. В процессе посадки семян могут проводиться различные семинары, изучение Библии и организация малых групп. Не лишней будет молитва об излитии Святого Духа.

Лишь небольшое количество людей приходит ко Христу благодаря одному мероприятию. Мы должны способствовать росту их интереса посредством проведения разноплановых мероприятий, увеличивая вероятность того, что они будут готовы к жатве. Если мы будем полагаться только на случайные события, маловероятно, что новые растения доживут до сбора урожая.

Какую роль, помимо той, что выполняете сейчас, вам необходимо исполнить в процессе приобретения душ для Христа?

Прочитайте Мф. 10:5–10. Почему Иисус посылал Своих учеников в близлежащие города и селения без каких-либо средств?

Кажется странным то, что ученики Иисуса должны были совершать служение, не имея возможности содержать себя. По-видимому, Иисус поместил Своих учеников в такую ситуацию, чтобы они испытали свою зависимость от Бога, а также осознали важность построения дружеских отношений посредством служения местным жителям. Местные жители оценят их служение и окажут необходимую поддержку.

Руководство местной конференции, в которой служит пастор Франк, поручило ему организовать церковь в одном районе большого города, где не было ни одного адвентиста. Изначально у него не было бюджета для выполнения этой работы. Он взял карту, определил границы этой части города и изучил демографический состав местного населения. Затем он припарковал свой автомобиль в оживленной части города и начал посещать различные офисы, задавая вопросы о жизни в этом районе.

Он встретился с руководителями политических, деловых и общественных учреждений, задавая вопросы о наиболее острых нуждах людей в этой части города. Он подружился с некоторыми жителями, они пригласили его присоединиться к местному гражданскому клубу. В такой обстановке он познакомился с другими руководителями, которые помогли в аренде пристройки пресвитерианской церкви. Активисты гражданского клуба помогли собрать деньги на покупку краски и моющих средств для косметического ремонта помещения, чтобы там можно было проводить евангельские встречи.

Беседы с общественными лидерами показали, что местных жителей живо интересуют вопросы здоровья. Поэтому пастор Франк собрал команду добровольцев, которые провели для местных жителей различные программы по определению состояния здоровья. Те, кто извлек пользу из своего участия в обследовании, заплатили символическую плату, которая помогла покрыть затраты. Вскоре стали проводиться уроки субботней школы, и некоторые из жителей начали их посещать.

Пастор Франк вскоре узнал, что одним из лучших способов организации общины является организация служения, которое отвечало бы нуждам местных жителей. Благодаря такому служению более 140 человек приняли крещение, и организовалась община адвентистов седьмого дня.

История пастора Франка показывает то, что может произойти, когда мы следуем наставлениям Иисуса относительно нашего служения обществу. Как Иисус применял на практике Свое учение? На следующей неделе мы начнем изучать метод служения Христа, который дарует «подлинный успех в проповеди людям Божьей истины» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 143).

Прочитайте другие наставления Иисуса, которые говорят о роли церкви в обществе: Мф. 7:12; 23:23; 25:31–46; Мк. 4:1–34; 6:1–13; Лк. 6:36; 11:42; 12:13–21; 14:16–24; 16:13; 18:18–27; 19:1–10; Ин. 10:10; 12:8; 17:13–18. Прочитайте рассуждения Э. Уайт в главе «Одному из сих братьев Моих меньших» (Желание веков, с. 637–641) и в статье «Образец миссионера» (Знамения времени, 19 марта 1894 г.).

«Если церковь не является светом миру, то она является тьмой» (Э. Уайт. Знамения времени, 11 сентября 1893 г.). Это очень сильная мысль. Она напоминает нам о словах Иисуса: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Иисус говорит об этом ясно: не может быть нейтралитета в великой борьбе. Мы либо на стороне Христа, либо на стороне дьявола. Не использовать полученный великий свет — значит противодействовать ему. Мы призваны быть светом в мире; если мы не выполняем своего призвания, значит, мы — тьма. Принцип, озвученный в несколько ином контексте, остается справедливым: «Итак, если свет, который в тебе, — тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:23). Все вышесказанное можно подытожить словами: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

Вопросы для обсуждения:

  1. Обсудите, как мы должны смешаться с миром, чтобы приобрести для Христа других. Каким образом можно соблюсти правильный баланс: общаться с людьми в мире, оказывая на них доброе влияние, и в то же время сохранить себя неоскверненным?
  2. Нередко, принимая участие в общественной жизни, мы сталкиваемся с политическими вопросами. В конце концов, такие вопросы, как помощь бедным, улучшение образования и здравоохранения, в решении которых нам хотелось бы участвовать, являются предметом политической дискуссии. Как нам быть осторожными и не позволять политической борьбе вторгаться в наш труд?
  3. Бывают ли такие ситуации, когда для лучшего служения обществу нам необходимо действовать на политической арене? Если да, то приведите конкретные примеры и поделитесь соображениями, как следует вести себя, чтобы не идти против собственной совести.