СШ

Субботняя Школа

Урок 6. 
30 июля — 5 августа. Иисус жил среди людей

"Роль церкви в обществе" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ III квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Мф. 1:22, 23; Ин. 1:14; Лк. 15:3–24; Мф. 9:10–13; Пс. 50:19; 1 Ин. 2:16; Флп. 2:13–15.

Памятный стих:

«Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:1, 2).

Каждый месяц дьякон местной общины вместе с молодежью на микроавтобусе отправлялся для проведения богослужения в дом престарелых. В первую неделю, когда молодежь проводила служение, пожилой человек в инвалидной коляске взял за руку дьякона и держал ее на протяжении всего богослужения. Так происходило из месяца в месяц. Но однажды, когда группа молодежи снова посетила этот дом престарелых, человека в инвалидной коляске не было. Сотрудники сказали, что он едва ли доживет до утра. Дьякон пошел в его комнату, где он лежал на кровати без сознания. Взяв пожилого человека за руку, он помолился, чтобы Господь даровал ему жизнь вечную. Человек, который, судя по внешним признакам, находился в бессознательном состоянии, крепко сжал руку дьякона, и дьякон понял, что его молитва услышана. Со слезами на глазах он вышел из комнаты. В коридоре он столкнулся с женщиной, которая представилась дочерью пожилого человека. Она сказала: «Мой отец ждал вас! Он говорил, что раз в месяц приходит Иисус и держит его за руку. Он не хотел умирать до тех пор, пока не сможет еще раз взять Иисуса за руку» (история взята из видеофильма «Братья Мои меньшие», Old Fashioned Pictures, 2004).

Христианство означает стать «Иисусом» для кого-то. Следующие несколько уроков будут посвящены различным аспектам метода, который использовал в Своем служении Сам Христос, и его применения церковью.

Эллен Уайт в часто цитируемом отрывке суммирует то, что делал Иисус для того, чтобы донести Свою весть до людей и привести их к спасению (см. Мф. 9:35, 36).

«Лишь метод Христа принесет подлинный успех в проповеди людям Божьей истины. Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: „Следуй за Мною“» (Э. Уайт. Служение исцеления, с. 143).

Давайте сделаем краткий анализ.

1. Иисус общался с людьми, желая им добра.

2. Иисус проявлял сочувствие к людям.

3. Иисус служил их нуждам.

4. Соединив первый, второй и третий элементы, Он завоевывал доверие людей.

5. «После этого Иисус говорил им: „Следуй за Мною“».

Здесь мы видим целостную модель благовестия. Данный метод служения позволяет нам более полно проповедовать Евангелие. Иисус не разделял социальную работу и приглашение следовать за Ним, и мы также не должны этого делать. Все предпринятые шаги в совокупности даруют «подлинный успех». Этот урок будет посвящен первой стадии Христова метода. Уроки 7–11 раскроют остальные аспекты.

Что следующие стихи говорят о Боге Сыне, Который жил среди нас? Мф. 1:22, 23; Ин. 1:14.

Мы все глубоко ранены и повреждены грехом. Ответом на нарушенный вследствие греха порядок вещей в мире стало Божье примирение с человечеством через целостное земное служение Иисуса. Он жил среди людей и желал добра каждому человеку и всему человечеству, служа даже тем людям, которые в той культуре считались «отбросами».

Поразмышляйте над этой удивительной истиной, что Иисус, Творец всего (см. Ин. 1:3), принял человеческую плоть, жил среди людей и служил падшему человечеству. Как эта удивительная истина, исполненная надежды, способствует нашему общению с другими людьми и служению им?

В 15-й главе Евангелия от Луки Иисус рассказывает три притчи, отвечая на обвинения со стороны фарисеев и учителей закона в том, что Он «принимает грешников и ест с ними» (Лк. 15:2).

Прочитайте следующие отрывки и обратите внимание на суть ответа Иисуса на эти обвинения.

Лк. 15:3–7 

Лк. 15:8–10 

Лк. 15:11–24 

Каждая притча начинается историей о пропаже и оканчивается описанием праздника, выражающего Божью любовь к нам и Его глубокую заинтересованность в нашем спасении.

Пастор проводил уроки по изучению Библии после программы «Голос пророчества» и обнаружил, что вся семья была заинтересована в изучении Библии, за исключением одного ее члена. Если мать, отец и младшая дочь приняли Христа и были готовы регулярно исследовать Священное Писание вместе с пастором, то старший сын выступал против христианства и не хотел иметь ничего общего с ним. Каждый вечер, когда пастор посещал их дом, молодой человек выходил из комнаты и не принимал участия в проведении урока.

После шести недель искреннего и продуктивного изучения Библии молодой пастор начал готовить родителей и дочь к крещению. Все они в силу определенных причин попросили дать им несколько месяцев на раздумья. Неожиданно молодой человек вошел в гостиную, где проходил урок, и заявил, что крестится, как только пастор решит, что он готов к этому.

В течение последующих двух недель он старательно изучал Библию, купленную в книжном магазине, и, начиная с первого урока, все более и более убеждался в том, что должен публично исповедовать свою веру. Через две недели молодой человек был крещен, а еще через месяц его примеру последовали остальные члены семьи. Принимая во внимание притчи, которые мы с вами прочитали, можно представить радость небожителей по этому поводу!

Иисус целенаправленно общался с такими людьми, как самарянка у колодца, римский сотник, «грешница», разбившая сосуд с драгоценным миром, чтобы помазать ноги Спасителя, а также с бесчисленным множеством «недостойных» людей, которых другие всячески избегали.

Приходилось ли вам отказывать в благовествовании человеку, который, по вашему мнению, не соответствовал стандартам вашей общины? Что необходимо предпринять вам и вашей общине, чтобы проявить достаточную милость и благовествовать «грешникам»?

Прочитайте Мф. 9:10–13. Какую важную весть мы должны извлечь для себя из ответа Иисуса Своим критикам? Прочитайте Ос. 6:6.

Иисус возлежал за столом, где Он общался и принимал пищу с теми, кого это общество почитало «изгоями».

Каких людей ваше общество считает «изгоями»?

Услышав вопрос фарисеев о целесообразности общения с негодными людьми, Иисус побуждает их усвоить значение милосердия, противопоставляя его жертве. «Пойдите, научитесь, что` значит: „милости хочу, а не жертвы“? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). Прискорбно, что Иисус призывает религиозных лидеров усвоить один из ключевых принципов их веры.

Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой, которая периодически возникала в ветхозаветные времена, когда религиозные формы и обряды приобретали более важное значение, чем отношение к другим людям. Примечательно, что Христос цитирует здесь Ветхий Завет (см. Ос. 6:6), аргументируя Свою точку зрения.

«Сегодня тысячи людей повторяют ошибку фарисеев, которых Христос укорял на пиру у Матфея. Не желая отказаться от какой-то излюбленной идеи или поступиться своим мнением, многие отвергают истину, исходящую от Отца света. Они уповают на себя и полагаются на собственную мудрость, не сознавая своей духовной нищеты… Пост или молитва, совершаемые для самооправдания, — мерзость в очах Божьих» (Э. Уайт. Желание веков, с. 280).

Легко судить о чужих поступках, руководствуясь собственными представлениями. Мы должны научиться смирять свое «я» и позволить Святому Духу сделать нас милосердными.

О чем говорится в Пс. 50:19? Как осознание собственной греховности должно помочь нам лучше понять смысл этого текста?

Проповедник попросил своих слушателей сказать, сколько неадвентистов числится у них в друзьях. Один человек в конце зала встал и громко сказал: «Я горжусь тем, что у меня нет таких друзей!». Этот человек мог не иметь в мыслях ничего плохого, однако его слова показали, каким светом он был для окружающих.

Как мы отметили, в Мф. 5:13 сказано, что мы — соль земли, но эта соль может потерять свою силу. Один купец в Сидоне хранил соль в хранилищах с земляным полом. Поскольку соль находилась в непосредственном контакте с землей, она потеряла свою силу. Эта соль была использована для посыпания дорог. Мы должны проявлять осмотрительность в нашем общении с миром, не позволяя лишить нас уникальных свойств. Совпадают ли наши ценности с ценностями мира?

Какой урок можно извлечь из следующих историй? Быт. 13:5–13; 19:12–26; Числ. 25:1–3; см. также 1 Ин. 2:16.

Данные библейские примеры указывают на необходимость проявлять осторожность в общении с людьми, которые живут по мирским меркам (см. 1 Ин. 2:16). Мы обманываем себя, если считаем, что нам не грозит опасность быть пойманными в сети ошибочных принципов мира. В то же время что хорошего мы можем сделать для других, если прячемся от них, опасаясь негативного влияния?

Обратите внимание на мудрый и сбалансированный совет: «Должны ли люди, называющие себя христианами, избегать общения с необращенными и отказываться вступать с ними в контакт? Нет, они должны быть рядом с ними, в мире, но не от мира, не поступать по их примеру, не поддаваться их влиянию, не открывать свои сердца для их обычаев и порядков. Этот контакт нужен для той цели, чтобы приводить других людей ко Христу» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 3, с. 231).

Сколько у вас друзей-неадвентистов? Какой характер носят ваши отношения? Чье влияние сильнее: ваше или их?

Несомненно, мир нуждается в том, что мы обрели во Христе. В нас самих нет ничего такого, что делало бы значимым то, чем мы обладаем. Скорее, то, что мы получили от Христа, обязывает нас благовествовать другим. И именно потому, что мы получили так много, мы призваны делиться вестью с теми, кто ничего не имеет. «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).

Прочитайте Флп. 2:13–15. О чем здесь идет речь и как это соотносится с нашим призванием приводить к Христу других людей и в то же время самим не отпасть от истины?

Мы должны быть осторожны в своем стремлении защитить себя от мира, потому что мы рискуем лишить себя малейшей возможности соприкосновения с живущими в нем людьми. Очень легко остаться в своей собственной духовной и богословской зоне комфорта и стать духовными интровертами. Такая сосредоточенность на себе может превратиться в эгоцентричную религию. Как часто местные общины используют всю свою энергию для того, чтобы отстаивать свой стиль поклонения или определенную идею, вместо того чтобы направить ее на благовестие погибающему миру?

Роберт Линтикум в своей книге «Помощь бедным» (с. 21–30) описывает три вида церквей. (1) Закрытая церковь. Эта церковь не имеет практически никаких контактов с окружающим миром. Деятельность церкви направлена на удовлетворение потребностей своих членов. (2) Контактирующая с обществом церковь. Эта церковь знает, что должна участвовать в служении обществу. Она пытается определить нужды общества, не советуясь с ним. Затем она представляет соответствующие программы. Велика вероятность того, что ее служение не принесет пользы обществу. (3) Церковь, сотрудничающая с обществом. Эта церковь делает демографический анализ, чтобы понять, кому она служит. Члены церкви общаются с руководителями и жителями города, стараясь понять, каковы их реальные потребности. Их служение обществу скорее всего будет эффективным и востребованным, потому что общество уже внесло в него свой вклад и доверяет этому процессу. Церковь сотрудничает с обществом, и они вместе решают, какое общество они желают построить и кто может помочь выполнить эту задачу. Такая церковь координирует свою работу с общественными институтами и при необходимости может помочь обществу в удовлетворении его нужд. Такие отношения характеризуют взаимная ответственность и общая польза.

Прочитайте из книги Э. Уайт «Служение исцеления» главу «Наш пример», с. 17–28; из книги «Желание веков» главу «Левий Матфей», с. 272–280.

Миссия церкви в мире заключается не только в удовлетворении своих нужд. Она была организована для служения другим. Церковь одной из деноминаций установила знак на месте съезда с шоссе на дорогу, ведущую к церковному зданию. На нем написано: «Служебный въезд». Это о многом говорит, не так ли?

«Чтобы установились доверительные отношения с людьми, необходимо проводить с ними время». Иисус умел это делать с величайшим мастерством, и Эллен Уайт указывает, что такой же должна быть Божья Церковь сегодня. Члены церкви являются солью, которая должна пропитать насквозь общество.

«Мы не призваны совершать евангельское служение подобно охотнику, выжидающему зайца в пустыне. Пророк Господень призывает нас по примеру Христа общаться с непривлекательными, бедными и заблудшими людьми. Иисус дружил с грешниками и проводил время с ними. Иисус никогда не шел на компромисс со Своей верой, но охотно ходил туда, где собирались грешники. Комфортнее всего рядом с Иисусом чувствовали себя грешники, тогда как так называемые святые испытывали неудобство. Но Иисус не обращал на это внимания, потому что у Него были Свои приоритеты. Он пришел, чтобы спасти грешников. В этом заключалась Его миссия, и она должна стать нашей миссией, даже если некоторые «святые» огорчатся…

Слишком долго адвентисты держались в стороне от остального мира, как если бы его не существовало. Это время закончилось. Мы не можем продолжать жить в состоянии отступничества. Пришло время сделать шаг навстречу людям» (Russell Burrill, How to Grow an Adventist Church, p. 50).

Вопросы для обсуждения:

  1. Обсудите идею, изложенную выше: обособляясь, мы ведем себя как «отступники». Считаете ли вы ее чересчур резкой или вы согласны с ней? Аргументируйте свой ответ Библией!
  2. Хотя мы должны вращаться в обществе, чтобы совершать служение, почему поддержка церковной семьи и наша подотчетность ей являются важными факторами, которыми мы не должны пренебрегать? Как мы, будучи членами Христова Тела, можем помогать друг другу в стремлении послужить миру, а не быть побежденными им?
  3. Обсудите мысль, что церкви тратят больше энергии в спорах по внутренним вопросам, чем в евангельской работе. Как мы можем избежать этой губительной ловушки?