Урок 7. 6–12 августа. Иисус желал им блага


"Роль Церкви в обществе" - пособие по изучения Библии для молодежи на III квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ III квартал 2016 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37).

Вступление

Флп. 2:3–5

В 423 г. н. э. преподобный Симеон Столпник попытался избежать мира, греха и отгородиться от людей, решив прожить остаток своей жизни на столбе (башне). Там он и прожил последующие тридцать семь лет. Вдохновленный этим примером аскетизма и желающий пойти по его стопам, в метафорическом смысле, Алипий Столпник решил превзойти своего предшественника. Простояв пятьдесят три года на колонне недалеко от Адрианополя (территория современной Турции), из-за болезни ног последние 14 лет своей жизни он лежал на боку.

В результате столпников начали осаждать толпы любопытствующих людей, моля принять их и дать совет. Этот аскетичный образ жизни, целью которого было стремление стать ближе к Богу, явился примером чистоты и свободы от грешного мира. И все же, смотря на Христа и пытаясь понять, как нам следует жить, мы видим, что Он принимал участие в жизни других людей, чтобы показать, как жить действительно полной жизнью. Он не говорил к ним, взирая с высоты башни. Наоборот, Он лицом к лицу общался с ними, занятыми делами повседневной жизни.

В истории с Закхеем Христос не учит мытаря, как жить. Он не указывает ему на грехи и не корректирует его убеждения. Он просто хочет пообщаться с ним (см. Лк. 19:1–9). Иисус выходит на уровень личных отношений с Закхеем, разделив с ним трапезу. Следуя примеру Христа, мы будем стремиться благовествовать людям, открыто общаясь с ними, стараясь выстроить с ними личные взаимоотношения.

В книге Дэвида Киннамана, президента «Barna Group», и Гейба Лайонза «Нехристиане: Что новое поколение действительно думает о христианстве — и почему это так важно» авторы сообщают о результатах своего исследования — как нехристиане относятся к христианам. Они пишут: «Глядя на христианство со стороны, те, кто не принадлежит к этой религии, часто высказывают мнение, что церковь увлечена сама собой».

Павел писал: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Мы должны подумать еще о ком-то, кроме себя, и общаться с другими людьми на их территории.

Дуглас Макклэй, Батл -Граунд, Вашингтон, США

Слово

Ион. 3:4–4:6; Мф. 5:43–47; Лк. 6:27, 35; 10:27–37; 19:38–42; 23:34; 1 Кор. 13; Флп. 2:3–5

Самый сопротивляющийся пророк (Ион. 3:4–4:6; Лк. 19:38–42)

Отношения между христианами и другими людьми и учреждениями на этой планете не из простых. Мы призваны свидетельствовать миру, изливать на него благодать, так щедро дарованную нам, и все же мы так часто отказываемся от выполнения этой миссии. Нашу сдержанность можно частично объяснить непростыми отношениями со своим «я». Мы можем быть суровы сами к себе, но, даже добившись относительного мира и удовлетворенности в своих взаимоотношениях с Богом, мы будем по-прежнему занимать жесткую позицию по отношению к другим людям.

Призванный всемогущим Богом проповедовать своим врагам об их гибели, израильский пророк Иона с самого начала заподозрил подвох и потому решил сбежать. Однако его план не сработал. Даже попытка самоубийства не помогла Ионе избавиться от порученной Богом миссии. С пророчеством все удалось, даже царь Ниневии покаялся, оделся во вретище и сидел на пепле. Но Иона не остался праздновать победу Евангелия, он ушел, и не было ни объятий, ни слез при прощании. Более того, пророк еще и расстроился, возмущенный тем, что ему пришлось суетиться ради спасения Ниневии.

Высокомерное отношение Ионы перекликалось с поведением религиозных вождей во дни Иисуса. Когда Христос стал проповедовать о спасении, книжники и фарисеи осознали, что Его весть подрывает их статус судей, якобы поставленных Богом. Образ плачущего Иисуса, глядевшего на Иерусалим и страстно желавшего, чтобы его жители позволили Ему позаботиться о них и избавить от грядущей бойни, разительно отличается от жалеющего себя Ионы.

Что скрывается под словом «любовь» (Мф. 5:43–47; Лк. 6:27, 35; 23:34)

«Любите врагов ваших» (Мф. 5:44). Какое удивительное повеление. Однако его сила, как и многих других когда-то бывших революционными идей, померкла и с годами стала чем-то обыденным. И все же в мире, где удары беспилотников стали обычным явлением, где все привыкли к «войне на опережение», где каждый стремится превзойти другого, истинное значение слов Иисуса продолжает вызывать изумление.

Заявляя, что наш Отец Небесный повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (см. Мф. 5:45), Иисус говорил о Боге, Который относится ко всем людям одинаково. Да, Бог благословляет тех, кто следует за Ним и почитает Его, но благодать Его распространяется на всех. И Он призывает нас поступать так же.

Любить любящих недостаточно. Любой, даже самый презренный человек способен заботиться о тех, кто ему близок. Чтобы по-настоящему открывать людям нашего Небесного Отца, мы должны предложить свою дружбу и любовь, проявить одобрение и щедрость к тем, кто может казаться нам омерзительным или недостойным внимания. Собственно говоря, Иисус специально призывает нас делать добро тем, кто относится к нам с презрением. Зло, по словам Иисуса, невозможно победить его собственным оружием, помочь в этом деле могут только любовь и доброта. Мы избавляемся от врагов, не уничтожая их, а превращая в своих друзей.

Доброта по-соседски (Лк. 10:27–37; 1 Кор. 13)

Притча о милосердном самарянине — это еще одна история, потерявшая часть своей первоначальной эффективности. Сегодня слово «самарянин» обозначает человека, делающего добро. Однако для первых последователей Иисуса самаряне изначально были противниками, последователями ложной религии, которым нельзя было доверять и с которыми нельзя было общаться. Представьте, что эта история — о верующем другой конфессии, вера которого в чем-то схожа с вашей и в то же время разительно отличается от нее — возможно, он поклоняется единому Богу, но не признает Иисуса своим Спасителем или придерживается доктрин, с которыми вы не согласны. Легко создать стереотипное представление о тех, кто верит иначе, чем мы. Но Иисус призывает нас следовать Его примеру и видеть добро во всех, независимо от того, насколько мы расходимся во мнениях с этими людьми или боимся их.

Павел расписал всю силу и характеристики любви в 1 Кор. 13. Мы склонны ограничивать применение этой главы своей семьей и любимыми, но Иисус призывает нас любить всех. Писание призывает нас упражняться в терпении, проявлять доброту и смирение ко всем — от язвительного коллеги до бестолкового водителя в соседнем ряду. Оно побуждает нас радоваться в истине, а не получать удовольствие при виде чужих страданий. Оно призывает нас защищать, надеяться, доверять и проявлять настойчивость, заботясь обо всем человечестве. Это трудная задача, но если мы хотим открыть людям любовь Отца, слова Писания должны быть исполнены, и это изменит наше сердце.

Другие должны стоять на первом месте (Флп. 2:3)

«Ничего не делайте из своекорыстия» (Флп. 2:3, пер. РБО). Эти слова звучат достаточно прямолинейно, если только вы не живете в обществе, где приветствуются амбиции. Даже за самыми достойными начинаниями может стоять двойная мотивация.

Как можно быть уверенным в благородстве собственных стремлений? Помогает определиться следующая фраза: «или тщеславия». Екклесиаст предупреждает нас, что, по сути, каждое земное начинание — тщета. Любое дело, которое само по себе является самоцелью, само по себе и развалится. Упоминание о высокомерии является для нас предупреждением о том, что гордость — это зло. В 1 Кор. 10:31 сказано, что все наши действия следует оценивать с той позиции, прославляют ли они Бога или нет.

Иисус показал нам, что бескорыстная жертвенность — суть природы Бога. И хотя поведение Иисуса любить своих ближних как самих себя напоминает нам о том, что мы также должны любить себя и заботиться о самих себе, в Послании к филиппийцам Бог призывает нас сосредоточить свое внимание на нуждах других.

ДИСКУССИЯ

Как может церковь как организация сосредоточить свое внимание на других, вместо того чтобы упорно заботиться только о себе?

Назовите признаки тщеславия.

Как мы можем видеть добро в тех, с кем у нас возникают острые разногласия?

Томпол Уилер, Нэшвилл, Теннесси, США

Свидетельство

Втор. 15:7, 8

«Мир нуждается сегодня в том же, в чем и девятнадцать столетий назад, — в откровении Христа. Требуется коренное преобразование, и только Христовой благодатью может быть осуществлено восстановление физического, умственного и духовного здоровья людей.

Лишь метод Христа принесет подлинный успех в проповеди людям Божьей истины. Находясь среди людей, Спаситель общался с ними, желая им добра. Он проявлял к ним сочувствие. Он служил их нуждам и завоевывал их доверие. И только после этого Иисус говорил им: „Следуй за Мною“.

Нужно лично приложить усилие, чтобы сблизиться с людьми. Если бы меньше времени отдавалось проповедованию, а больше — личному служению, можно было бы видеть гораздо лучшие результаты. Бедные нуждаются в помощи, больные — в уходе, опечаленные и скорбящие — в утешении, несведущие — в наставлении, неопытные — в совете. Мы призваны плакать с плачущими и радоваться с радующимися. Сопровождаемая силой убеждения, силой молитвы и силой любви Божьей, эта работа не может быть и не будет бесплодной».

«Почти везде есть множество людей, не слушающих Слова Божьего и не посещающих никаких богослужений. Чтобы их достигло Евангелие, его нужно принести к ним в дом. Часто облегчение физических недугов таких людей — единственный путь достижения их сердец».

«Многие не верят в Бога и потеряли доверие к людям. Но они высоко ценят дела, продиктованные сочувствием, и готовность помочь. Когда эти люди видят, что кто-то приходит в их дома не за материальной выгодой и не ради награды, но чтобы служить больным, кормить голодных, одевать раздетых, утешать опечаленных, нежно указывая им на Того, Кто несет весть о любви и сострадании, их сердца смягчаются. Возникает чувство благодарности, воспламеняется вера. Они видят заботу Бога о них, и когда им говорят о спасении и вечности, они уже подготовлены к тому, чтобы слушать Божье Слово».

«Христос поручает Своим последователям совершать работу индивидуально, которая не может быть выполнена кем-то другим по доверенности. Служение больным и бедным, проповедь Евангелия погибающим и потерявшим ориентиры в этом мире не следует оставлять комитетам и благотворительным организациям. Личная ответственность, личные усилия, личная самоотверженность вестника — вот повеление Благой вести».

ДИСКУССИЯ

Были ли в вашей жизни опыты, когда чье-то прикосновение или свидетельство помогло углублению ваших отношений с Богом?

Как вы можете следовать примеру Христа в своем личном служении другим людям?

Лиза Херманн, Нэшвилл, Теннесси, США

Доказательство

Ион. 3:4–4:6

По меркам того времени Ниневия была огромным городом, население которого Бог оценил в 120 тысяч человек (см. Ион. 4:11). Только для того, чтобы обойти его улицы, требовалось три дня. Считается, что его площадь за укрепленными стенами составляла 400 тысяч квадратных метров, в то время как крупнейший из городов израильских был площадью в 77 тысяч квадратных метров. Но жители Ниневии были нечестивыми людьми, и суды Божьи должны были излиться на них, если они не покаются.

Когда Бог хочет помочь человеку, стоящему на пути к погибели, кого Он призывает? Иона был израильским пророком, выполняющим свою работу согласно законам, правилам и предписаниям, изложенным в книгах Моисея. Через него Бог произнес благословение на израильский народ, сообщив о восстановлении пределов Израиля от Емафа до Мертвого моря (см. 4 Цар. 14:25). Однако даже с этим благословением израильтяне не поклонялись Богу так, как следовало.

Иона не желал предупреждать Ниневию. Мы узнаем причину, по которой в конце истории пророк говорит Богу: Я «знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион. 4:2). Он хотел увидеть, как нечестивцы будут уничтожены, зная при этом, что Бог желает проявлять милосердие. Как может человек, знающий, насколько Бог любвеобилен и добр, ненавидеть Его милосердие? Божья благость к не заслуживавшим ее людям так расстроила Иону, что он пожелал умереть.

Во время Своего земного служения Иисус много раз сталкивается с подобными «праведными» людьми, которых смущали Его действия (см. Лк. 11:29‒32; 13:10–17; 14:1–5). Наиболее ярко это описано в истории о женщине, взятой в прелюбодеянии (см. Ин. 8:1–11). Подобно Богу Отцу, Иисус очень хочет спасти, привести к покаянию и избавить грешника от уничтожения. Он тихо, но настойчиво пытается показать, как Бог жаждет проявить к грешникам милосердие.

Если бы Иона жил во дни Иисуса, смог бы он последовать за своим Спасителем? История об Ионе заканчивается диалогом, подобный которому редко можно встретить в Писании, — диалогом между любящим и терпеливым Богом и упрямым пророком, которому Он пытается объяснить, насколько ценен для Него грешник.

Богу в каждом уголке мира нужны люди, которые будут следовать примеру Иисуса, люди, которые за своими напряженными усилиями и ошибками смогут увидеть чудесную жизнь, которую приготовил для всех Господь.

ДИСКУССИЯ

Что заставило Иону ненавидеть ниневитян или сомневаться в их раскаянии? Почему он не смог обрадоваться их покаянию?

Можно ли сказать, что Бог избрал Иону, потому что пророк желал уничтожения ниневитян? Объясните свой ответ.

Поразмышляйте о жизни современных ниневитян. Насколько они нуждаются в предостерегающей проповеди Ионы и сострадании, которое Иисус проявлял к грешникам?

Джеймс Митчелл Сэлф, Ниота, Теннесси, США

Практика

Мк. 8:22–25

Друзья слепого человека умоляли Христа всего лишь об одном «прикосновении», простом «прикосновении». Ни о чем больше. Однако Христос не только коснулся слепого, Он вывел его из селения, плюнул ему на глаза, прикоснулся к ним и исцелил этого человека.

В Мк. 5:25–34 женщина прикоснулась к одежде Иисуса, и, хотя вокруг толпилось множество народа, Он остановился, чтобы поговорить с ней. По тем временам эта женщина считалась бы ритуально нечистой из-за проблемы с кровотечением. И все же Иисус с уважением отнесся к ее вере. Он прикасался даже к прокаженным, несмотря на то, что в библейские времена любого прокаженного презирали и избегали. Матфей, Марк и Лука ссылаются на историю, когда Иисус Своим прикосновением исцелил больного проказой (см. Мф. 8:3; Мк. 1:41, 42; Лк. 5:13).

«Прикосновение имеет особенное значение, потому что стимулирует мозг высвобождать гормоны роста». Младенцы и более взрослые дети нуждаются в прикосновениях, чтобы быть здоровыми. Точно так же, чтобы возрастать в Божьей любви, нам необходимо прикосновение Христа, Который сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3). Мы — дети Божьи. Когда нам грустно и одиноко, когда нас отвергает и ненавидит общество, Он хочет прикоснуться к нам, хочет быть с нами. Христос пришел на землю и прикасался к нечистым (см. Лк. 5:13), свидетельствовал презираемым (см. Лк. 19:1–10) и проводил время с детьми, которых другие отсылали прочь (см. Мф. 19:14).

Вот как мы можем «прикоснуться» к людям сегодня:

Говорите добрые и вежливые слова. Такие слова действительно могут исцелять (см. Притч. 16:24).

Будьте осторожны с критикой. Не спешите замечать ошибки других. Помните, что пренебрежительные слова могут сделать человека несчастным. Не забудьте также, что вы можете быть виноваты в большей степени, чем те, кого вам хочется осудить (см. Мф. 7:1–5).

Пусть свет Христа сияет, когда вы «прикасаетесь» к людям. Доброе слово или жест многое могут изменить (см. Мф. 5:16).

Никогда не забывайте, что мы представляем Христа на этой земле. Мы должны «прикасаться» к тем, кто живет с нами на одной планете. Мы должны помочь им возрастать в любви Божьей (см. Мф. 7:12).

ДИСКУССИЯ

Назовите причины, по которым «прикосновение» является настолько важным элементом в служении Христа.

К кому вы «прикоснулись» сегодня?

Есть ли среди ваших знакомых люди, к которым вам трудно «прикасаться»? Если да, почему? Как вы можете это исправить?

Джоанна Бьёрк, Бисмарк, Северная Дакота, США

Мнение

Пс. 15:11; 36:23; 142:8; Гал. 6:1, 2

Моя мать всегда говорила мне, что для Бога я — особенная, что у Него есть планы на мою жизнь и что никто не желает мне больше счастья, чем Он. Однако я никак не могла «найти себя», плывя по течению. Я была поразительно равнодушной.

Я ходила в маленькую школу при церкви, затем закончила адвентистский колледж и программу для выпускников, адвентизм был у меня в крови. В то же время я никогда не могла понять, почему многие адвентисты так мало заинтересованы жизнью общества, в котором они живут, если только не проводились вегетарианские кулинарные мастер-классы или семинары по Откровению, на которые мы могли пригласить людей. Кажется, что мы проявляем интерес к соседскому ребенку, возвращающемуся из школы в пустой дом, только когда наступает время библейской каникулярной школы. Тогда мы говорим: «Приходи, ягненочек, в мою церковь. Посмотри, как мы поклоняемся Богу». Разве мы не должны также сдавать кровь и принимать участие в общественных мероприятиях в мире искусства? Разве не должны мы организовывать пикники в летнее время, устанавливая надувные аттракционы рядом со зданием церкви? А кто-то из нас мог бы вступить в торгово-промышленную палату. Наши убеждения могут отличаться, но у всех нас есть хотя бы одна рана, исцелить которую может только Иисус.

Предоставленная самой себе, я выросла эгоистичной и ленивой. Я забираю себе самый большой кусок пирога и никому не признаюсь в этом. Я люблю сплетничать и частенько осуждаю других. Я не осознавала этого, пока не пережила ужасное горе, и чувство потери было так велико, что я отдала это все моему Целителю и настоящему Спасителю. Иисус спас меня от себя самой. И теперь каждое утро я молюсь о том, чтобы не мешать Ему совершать Свою работу. Я молюсь о том, чтобы поскорее научиться помогать Ему и чтобы Он смог использовать меня там, где считает нужным.

Если я действительно буду слушаться Бога, Он поможет мне поступать в соответствии с Его словами. С моей помощью Он сможет сделать чью-то жизнь немного легче. Он повелит, и я пойду. Почему? Потому что я — Его дитя. Никогда не забывайте о том, что вы — Его дети, так же как и все остальные люди. Давайте каждый день просить Его делать нас такими, какими Он хочет нас видеть.

ДИСКУССИЯ

Почему Бог допускает, чтобы на нашем жизненном пути нас что-то интересовало и захватывало, чтобы мы сталкивались с проблемами и встречались с разными людьми?

Обладаете ли вы какими-то особыми навыками, талантами, качествами характера и знаниями, с помощью которых прославляете Бога? Если да, какими? Где вы можете их использовать?

Дал ли Бог вам какой-либо шанс что-то сделать, которым вы еще не воспользовались? Что заставляет вас колебаться?

Что для вас значит жить полной жизнью?

Приходилось ли вам когда-либо получать помощь из неожиданного источника? Какие чувства вы тогда испытали?

Сможет ли Бог воспользоваться вашей помощью там, куда сейчас лежит ваш жизненный путь?

Стефани Уэйсмиллер, Рокфорд, Иллинойс, США

Исследование

Мф. 5:43−47; Мк. 12:31; 1 Кор. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вылечите пальцы человека, сломанные из-за того, что он тыкал ими в недостатки других! Очистите желудок алкоголика от вина, чтобы он пережил горькое чувство потери. Утешайте разбитые сердца, чтобы они снова были полны сил для предстоящих битв. Будучи членами Тела Христова, мы служим одной цели, но разными способами. Общество может стать единым, если исцелить отдельные его части, что, в свою очередь, приведет к общему исцелению. И хотя это единство будет еще достаточно зыбким, само общество станет достаточно восприимчивым для того, чтобы позволить привести себя в Божий дом. Попросите Бога направить вас трудиться вне и внутри общества. Иисус сказал: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Попросите Духа Святого пребывать в вашем сердце. Только тогда вы сможете любить других той любовью, что представлена в 1 Кор. 13. Будьте с ними рядом. Покажите им, что Христос тоже рядом — в вас.

ЗАДАНИЯ

Спросите Бога, как Он может использовать вас, чтобы помочь жителям вашего района. Записывайте проблемы, с которыми сталкивается каждый человек, которому вы помогаете. Продолжая помогать, ведите запись происходящих с вами событий, записывайте те изменения, что замечаете в себе и в людях, которым вы помогаете.

Подготовьте пять видеоинтервью со своими соседями о том, что они могут сделать на благо района. Оформите эти интервью в качестве презентации на YouTube и разошлите как можно большему количеству местных жителей (убедитесь, что принимавшие участие в съемке не против размещения видео в сети).

Выясните, кто из жителей готов принять участие в исполнении гимнов на улицах или в записи компакт-дисков и распространении их среди местного населения.

Пригласите каждую семью пожертвовать какую-то вещь, представляющую лично для них определенную ценность. Может быть, люди захотят сказать несколько слов жителям своего района. Сделайте коллаж из фотографий, изображающих местонахождение каждого предмета по отношению к тому дому, где он первоначально находился. Разместите его таким образом, чтобы все могли увидеть снимки и прочитать информацию об этих вещах.

Напишите письмо любви, адресованное жителям района, или снимите видеообращение и разошлите местному населению по электронной почте.

Найдите информацию о том, что происходит на территории района в сфере здравоохранения, безопасности и так далее. Создайте на основе этих данных схему, которая покажет произошедшие в течение этих лет изменения. Подарите ее пресвитеру своей общины. Это поможет выяснить, в чем больше всего нуждается сейчас ваш район.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Лев. 25:35; Пс. 81:3, 4; Еф. 4:28, 31, 32; Иак. 2:15–18.

Ellen G. White, «The Judgments of God on Our Cities», Review and Herald, July 5, 1906.

Allan Luks, The Healing Power of Doing Good (Fawcett Columbine, 1991).

Нейл Брэйтуэйт, Вашингтон, округ Колумбия, США