Урок 9
. 20–26 августа. Иисус служил нуждам людей


"Роль церкви в обществе" - пособие по изучения Библии в субботней школе на III квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ III квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) Видео (MOV) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Мк. 5:22–43; 10:46–52; Ин. 5:1–9; Пс. 138:1–14; Мк. 2:1–12; Деян. 9:36–42.

Памятный стих:

«И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).

Пожилая адвентистка седьмого дня, проживавшая в одной из африканских стран, вышла на пенсию, но не желала прекращать свое служение. Ее соотечественники нуждались в исцелении из-за разрушительного влияния СПИДа. Самая острая потребность заключалась в том, что дети-сироты, чьи родители умерли от СПИДа, не имели нормального питания. В 2002 году вместе с другими членами церкви она открыла столовую для детей, которая работала шесть дней в неделю. Начав с пятидесяти детей, в 2012 году они уже обслуживали триста детей в день. В результате подобного служения они организовали дошкольное учреждение, и теперь его посещают 45 детей.

Другие виды служения включают в себя обеспечение малоимущих людей одеждой, полученной по линии АДРА, овощами и кукурузой, выращенными на церковном огороде, и заботу о больных. Они начали программу развития профессиональных навыков для женщин, помогая им зарабатывать на жизнь. В результате этой демонстрации любви Иисуса была организована новая церковь. Сначала она состояла из пяти членов церкви, а в 2012 году богослужения посещали уже 160 человек. Бог предусмотрел средства на строительство детского дома и нового церковного здания в 2012 году.

Какой яркий и наглядный пример внимательного отношения христиан к нуждам общества!

Иисус сошел с лодки на берег вблизи Капернаума (Мк. 5). Его ученики еще не пришли в себя после мучительной встречи с бесноватым человеком в Десятиградии. Как обычно, на берегу толпились люди, встречающие Спасителя. Стремясь привлечь Его внимание, люди в толпе проталкиваются поближе к Иисусу. Доносится просьба о помощи, на этот раз от начальника синагоги.

Прочитайте Мк. 5:22–43. Кто задержал Иисуса на пути в дом начальника синагоги и какова была Его реакция на эту задержку? Какие уроки мы должны извлечь из данной истории для себя? Как мы реагируем, когда возникает необходимость отложить свои дела ради служения?

Давайте посмотрим правде в глаза: никто из нас не любит задержек, не так ли? Мы заняты, у нас есть личные дела, планы, работа, которую нужно выполнить. Мы ставим цели для себя и хотим достичь этих целей в течение определенного периода времени. Однако на нашем пути могут возникать преграды.

Вот почему, когда кто-то приходит с нуждой или просьбой о помощи, это может сильно раздражать, особенно если это случается в неудобное время. Иногда вы просто не можете отложить работу, которую выполняете. В то же время как часто мы могли бы отложить работу и помочь, но не сделали этого просто потому, что не захотели?

Тем не менее часто наибольшие возможности послужить нуждам людей открываются тогда, когда нас прерывают. Многие пытаются избежать задержек и расстраиваются, когда рушатся их планы. Когда мы смотрим на служение Иисуса, мы замечаем, что некоторые из нужд, о которых Он с любовью позаботился, были озвучены во время таких задержек. Проанализировав нашу жизнь, мы заметим, что многие возможности для служения открываются нам, когда кажется, что обстоятельства мешают. Мы уже рассмотрели историю о добром самарянине. Кто знает, куда он шел и что собирался делать, когда оказался в той местности? Но он остановился и помог.

Обсудите подобные случаи в своей жизни!

Когда в последний раз кто-то обратился к вам с просьбой о помощи, тем самым оторвав вас от дела? Какова была ваша реакция?

Прочитайте Мк. 10:46–52 и Ин. 5:1–9. В обоих случаях Иисус задает вопросы. Зачем Он это делает?

Заметьте, в обоих случаях Иисус интересуется тем, чего хотят люди, хотя их желания, казалось бы, очевидны. И даже если бы они не лежали на поверхности, Иисус все равно знал бы об этих потребностях.

Тем не менее, задавая эти вопросы, Иисус продемонстрировал уважение к людям. Он показал, что готов их выслушать и помочь им в их борьбе с болезнью. В большинстве случаев люди нуждаются в человеке, который их просто выслушает, с кем они могут поделиться своими переживаниями и бедами, чтобы почувствовать облегчение.

Задумайтесь на минуту, как бы вы себя чувствовали, если бы вошли в кабинет врача, и доктор, посмотрев на вас, выписал бы рецепт и отправил бы вас домой. Конечно, вы засомневались бы в том, действительно ли этот врач знает, что вам нужно. Вы бы сказали: «Доктор не спросил меня, как я себя чувствую, он не послушал мое сердце и не проверил артериальное давление…». Неслучайно одно из основных правил медицинской практики гласит: «Диагностика прежде лечения».

Это же справедливо в отношении медико-миссионерской работы, которая направлена ​​на улучшение здоровья людей и удовлетворение их основных потребностей. Многие церкви думают, что они знают, в каком служении больше всего нуждается общество. Когда мы прилагаем усилия, разговаривая с людьми об их потребностях или нуждах жителей города, мы показываем им свою заботу и узнаем, как наиболее эффективно послужить им. Кроме того, действуя так, мы приобретем новых друзей.

«Помните, что вы можете сломить самое ожесточенное сопротивление, проявляя личный интерес к тем, с кем вы встречаетесь. Живя на этой земле, Христос всегда интересовался людьми, которые Его окружали. Куда бы Он ни шел, Он везде был медиком-миссионером. Мы должны ходить, благотворя, как это делал Он. Мы должны кормить голодных, одевать нагих и утешать скорбящих» (Э. Уайт. Служение благотворительности, с. 162).

Большинство из нас может свободно выражать свое мнение. Как нам научиться быть внимательными слушателями?

Наш Господь Иисус знал больше о людях, чем они знали о себе. В Евангелиях есть много стихов, показывающих, что Иисус не только знал мысли людей (см. Мк. 2:8), но и хорошо знал их прошлое (Ин. 4:18).

Прочитайте Пс. 138:1–13. Что Слово Божье говорит нам здесь?

Как мы вчера увидели, Иисус хорошо знал нужды людей и отвечал на них. Он также знал о потребностях, которые не были очевидны. Это видно в истории с расслабленным. Его нужда в физическом исцелении лежала на поверхности, но истинная проблема находилась гораздо глубже. Поэтому, прежде чем повелеть ему взять постель и ходить, Иисус сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).

Прочитайте Мк. 2:1–12. Что происходило внутри этого человека, чего не видели другие? Каким образом эта более глубокая потребность может стать проблемой для тех людей, которым мы желаем послужить?

Иисус знал, что проблема заключалась не только в физическом недуге. «Но он желал не столько физического исцеления, сколько освобождения от бремени греха. Если бы увидеть Иисуса и получить заверение в прощении и примирении с Небом, он был бы готов умереть или жить по воле Божьей» (Э. Уайт. Желание веков, с. 267).

Конечно, мы в отличие от Иисуса не в состоянии увидеть то, что сокрыто в глубине человеческого сердца. Тем не менее мы можем быть уверены в том, что каждый человек, которому мы служим, пострадал от греха. Независимо от своих очевидных потребностей все люди нуждаются в благодати, в уверенности, в знании, что есть Бог, Который любит их, умер за них и желает им только самого лучшего.

Подумайте о том, насколько вы жаждете обрести уверенность в спасении и знание, что Бог любит вас. Как вы можете помочь другим испытать те же уверенность и любовь?

Прочитайте Деян. 9:36–42. Что делала Тавифа в Иоппии, видя нужды людей? Что означает фраза «призвал святых и вдовиц», записанная в Деян. 9:41?

Тавифа была деятельной ученицей. «В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа» (Деян. 9:36). Можно ли сказать: «В… (название вашего города) есть ученики… (название вашей церкви), которые „исполнены добрых дел и творят много милостынь“» (Деян. 9:36)?

«Святые» — это члены христианской церкви; «вдовы» могут включать в себя как членов церкви, так и тех, кто таковыми не являются. Тавифа служила всем. Ваша «Иоппия» должна быть как внутри вашей церкви, так и за ее пределами. Постоянная забота о тех, кто принадлежит к церкви, также является мощной стратегией евангельского служения (см. Деян. 2:42–47). Люди, которые не являются членами церкви, тогда смогут сказать: «Посмотрите, как адвентисты седьмого дня заботятся друг о друге!».

Прочитайте Ин. 13:34, 35 и Ин. 15:12. Какая мысль повторяется во всех трех стихах и почему нам как церкви важно следовать этим инструкциям? Почему порой так сложно это сделать?

При планировании служения людям за пределами вашей церкви необходимо определиться, какой стиль или подход вы будете использовать.

Эми Шерман описывает три стиля служения местной общины: (1) Стиль поселенца подразумевает удовлетворение потребностей людей вокруг вашей церкви. «Иоппией» для женщины, которая совершала служение среди ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом людей, были жители той местности, где она проживала. (2) Стиль садовника означает планирование служения за пределами местности, находящейся в непосредственной близости к вашей церкви, подобно тому, как садовод рассматривает свой сад как продолжение своего дома. Иногда несколько общин совершают какое-то совместное служение за пределами своих территорий. В одном городе несколько общин организовали магазин здоровой пищи, благодаря работе которого была организована новая община. (3) Стиль пастуха подразумевает служение какой-то определенной группе, которое не имеет географической привязки (Ronald J. Sider et al., Churches That Make a Difference: Reaching Your Community with Good News and Good Works, p. 146).

«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:3).

После того как ваша церковь приобретет ясное понимание того, как необходимо служить обществу, важно разработать общий план, в соответствии с которым все отделы церкви будут работать сообща для того, чтобы исполнить задуманное. Даже если вы не считаете себя «лидером» в своей общине, вы можете внести свой вклад. Кроме того, было бы хорошо, если бы все члены церкви понимали этот процесс, потому что речь идет о выполнении миссии вашей общины в обществе.

Стратегический план церкви должен быть основан на информации, полученной по крайней мере из трех источников: (1) принципы Библии и книг Духа пророчества; (2) знание потребностей людей, проживающих на той или иной территории; и (3) вклад местной общины. Некоторые общины получают информацию от членов церкви посредством проведения мозгового штурма, во время которого все члены церкви могут поделиться своими идеями и мечтами о евангельской работе и улучшении состояния общины.

Прочитайте Евангелие от Луки 14:25–35. Что этот отрывок говорит нам о посвященности и планировании, необходимых для выполнения миссии вашей общины?

Размышляя над процессом, необходимым для эффективного удовлетворения потребностей общества, можно подумать: это требует слишком много времени и посвященности. Мы бы предпочли идти напрямик. Две притчи предостерегают нас не относиться легкомысленно к своей миссии и ученичеству. Они напоминают нам о необходимости анализа и планирования нашей миссии. Это вопрос хорошего управления ресурсами. Вкус соли в Евангелии от Луки 14:34 представляет преданность. Без этого наше служение, наше ученичество бесполезно и бессмысленно. Мы должны горячо и преданно любить нашего Господа, и если мы обладаем этим, то будем горячо и преданно любить служение.

Какие способы можно предпринять, чтобы улучшить предварительную организацию и планирование по евангельской работе в обществе?

Прочитайте Втор. 15:11; Иов. 29:11–17; Притч. 14:31; 19:17; Деян. 3:6; Иак. 1:27–2:5; Э. Уайт. Социальное служение (глава «Миссионеры в Австралии» с. 327–338).

Павел, как и Иисус, принимал активное участие в удовлетворении насущных потребностей людей. Мы видим это, например, в знаменитом выступлении Павла на Марсовом поле в Афинах. В Деян. 17:23 мы читаем, что Павел, находясь под впечатлением от идолопоклонства, распространенного в городе, вступает в оживленную дискуссию с местной интеллигенцией и людьми, которые были на рынке и желали бы принять участие в разговоре. Он узнал о местных потребностях и проблемах. Он обнаружил, что в их жизни было место для неизвестного Бога, и им необходимо было познать истинного Бога и прекратить поклоняться бесполезным идолам. Затем он начал проповедовать в синагоге, где присутствовали «чтущие Бога», евреи и представители других национальностей (Деян. 17:17). Другими словами, он воспользовался имеющимися возможностями, чтобы проповедовать Евангелие. Павел стремился встретиться с ними там, где они находились, как мы видим из его беседы с людьми за пределами синагоги и на улице. Многие верили в какое-то божество, потому что они построили жертвенник «неведомому Богу» (Деян. 17:23). Отталкиваясь от этой предпосылки, Павел стремился указать им на Бога, «Которого вы, не зная, чтите» (Деян. 17:23). Он даже позже процитировал одного из местных поэтов, который написал следующее истинное утверждение: «Мы Его и род» (Деян. 17:28). Начиная от того места, где находились люди, он желал отвратить их от кумиров и привести к живому Богу и воскресшему Иисусу. Короче говоря, оценив потребности тех, кому он желал благовествовать, Павел постарался помочь удовлетворить эти нужды.

Вопросы для обсуждения:

  1. «Тот, Кто учил народ, как достичь мира и счастья, заботился также и о его повседневных нуждах» (Э. Уайт. Желание веков, с. 365). Какой важный урок содержится для нас в данном отрывке относительно нашего долга служить нуждам других?
  2. Почему мы, думая о евангельской работе, не должны забывать свою конечную цель? Какова наша конечная цель? Обоснуйте свой ответ.
  3. Как нам научиться воспринимать некоторые непредвиденные обстоятельства не как неприятности, но как священные возможности для служения? Как Послание к галатам 2:20 может помочь нам в этом?