Урок 4. 15–21 октября. Бог и страдания человека


"Книга Иова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ IV квартал 2016 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

«Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6:34).

Вступление

Иов. 1:21; Еф. 6:12

Мэри Стивенсон написала стихотворение «Следы», в котором рассказывается о христианине, идущем нелегким жизненным путем. Когда все было хорошо, он видел две пары следов. Однако в тяжелые минуты его жизни след был виден только один. Позже христианин узнал, что в самые сложные моменты Господь нес его на руках, и потому на песке была видна только одна пара следов.

Да, Христос пребывает с нами в наших страданиях. «Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их» (Пс. 33:18). Бог был рядом с Иовом и в самые мрачные часы его жизни. В книге Иова показана реальность зла на примере того, как сатана пытается очернить характер главного героя. Бог хвалит Иова за непорочность и праведность, за страх Божий и уклонение от зла. При этом сатана заявляет, что Бог оградил Иова, обеспечив защиту от бед. Он говорит Богу: «Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов. 1:11). Вот тогда Иов теряет все свое имущество и детей. Его реакция на это известие впечатляет (см. Иов. 1:21).

И в этом бедствии Иов держится за Христа. Он знает, к Кому обратиться, когда кажется, что надежды нет (см. Еф. 6:12). Именно в таких безвыходных ситуациях Бог учит нас использовать свою веру. Господь говорит: «Не бойся, ибо Я искупил тебя… ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою» (Ис. 43:1, 2). Нам следует усердно учиться в школе испытаний. Никакие происшествия не смогут разлучить нас с Господом. Наши молитвы способны разрушить планы дьявола.

Когда сатана пытается подорвать здоровье Иова болезненными язвами, жена главного героя теряет свое доверие к Богу. Она восклицает: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов. 2:9). Бог создал людей, чтобы прославлять имя Его. Ваш характер должен отражать природу Бога. Доверяйте Христу, даже если сталкиваетесь с серьезными проблемами. Мы встречаем испытания на жизненном пути, чтобы совершенствоваться в вере в Бога и прославлять Его имя. Живем ли мы или умираем, все это не сравнится по значимости со славой Божьей. По этой причине мы должны понимать, что евангельский труд не всегда будет легок, но Бог дарует нам силы, чтобы служить Ему.

ДИСКУССИЯ

1. К кому вы обращаетесь, когда кажется, что все вокруг идет не так?

2. Позволяете ли вы Богу осуществлять в вас Его волю? Почему да или почему нет?

Синсенгани Нкубэй, Претория, Южная Африка

Доказательство

Иов. 1; Дан. 12:1; Мф. 6:34; 24; 27; Ин. 16:33

Библейское определение или понимание зла заключается в одном слове — грех. Грех приводит к предательству, а предательство — одна из важнейших тем, затронутых в книге Иова. Когда Иов лишился всего, что имел, его друзья и семья предали его и побуждали похулить Бога. Откуда появляется зло и каковы его последствия?

Картина, предстающая перед нами в Быт. 1, выглядит идеальной. В Быт. 2 мы видим первые ростки зла. Зло и страдания — это цена за пренебрежение Законом Божьим (см. Быт. 2:16, 17; Рим. 1:18). Закон причины и следствия красной нитью проходит через все сцены творения (см. Гал. 6:7). Нарушая законы страны, вы несете за это ответственность (например, тюремное заключение). Последствиями нарушения законов здорового образа жизни будут болезни (см. Ис. 65).

В первой главе книги Иова Бог ведет разговор с сатаной, который требует разрешения испытать Иова, и Бог дает на это Свое согласие. Смысл этого события заключается в том, что Бог посылает нам испытания, не спрашивая нашего разрешения. Он допускает появление в нашей жизни зла и страданий. Испытания — это результат неправильных действий. Однако в контексте жизни Иова, а также других героев веры проблемы иногда приходят в качестве испытания нашей веры, а не как следствие влияния зла.

Одной из основных тем в творчестве Шекспира является противоборство добродетели и порока. В библейской истории Иов оказывается в ситуации, когда ему приходится выбирать. Так называемые друзья Иова советуют ему выбрать порок. Пример этого библейского героя учит нас, что зло случается и с теми, кто поступает хорошо и правильно, и с теми, кто ведет себя прямо противоположно. Отличие заключается в том, как человек заканчивает свой жизненный путь, а не как начинает его.

Бог заботится о нас во всех наших проблемах и трудностях. В Нав. 5:13 рассказывается, как ангел Господень появился перед Иисусом Навином, когда тот был в отчаянии. Сталкиваясь с жизненными неурядицами, мы часто тревожимся и нервничаем. Добродетель или порок? Мы порой бываем настолько растеряны, что, кажется, не помогает даже молитва. Все, чего мы хотим, — чтобы Бог появился перед нами, как в случае с Иисусом Навином. Мы хотим поговорить с Ним лицом к лицу. В этом хаосе, который зовется нашей жизнью, Святой Дух дает нам мужество идти вперед, взирать на Крест и не сдаваться. Именно для этого Бог и дарует нам силы (см. 1 Кор. 10:13).

Прогоните прочь все страхи, потому что Иисус заплатил за все сполна (см. Ин. 3:16), и хорошо все то, что хорошо кончается (см. Откр. 21:4, 5).

ДИСКУССИЯ

1. Почему мы должны продолжать молиться, даже когда Бог допускает, чтобы страдания стали частью нашего земного пути?

2. Как можно отличить искушение/испытание и последствия греха?

Санелизиве Нкомо, Претория, Южная Африка

Слово

Пс. 33:18; Мф. 6:34

Ледяные глыбы зла (Еф. 6:12)

В Еф. 6:12 говорится, что «мы ведем бой не с людьми из плоти и крови, а с Началами, с Властями, со вселенскими повелителями этого мира тьмы, с духовными силами зла в небесном мире» (пер. РБО). Этот стих подчеркивает неразрывную связь между обычным миром и миром сверхъестественного. И связь эта является причиной существования зла на земле.

15 апреля 1912 года «Титаник» отправился в свое первое плавание от берегов Соединенного Королевства. Пунктом назначения был город Нью-Йорк. На четвертый день путешествия этот британский пассажирский лайнер пошел ко дну после столкновения с айсбергом, который пробил брешь в отсеках судна, считавшихся водонепроницаемыми.

Путешествие «Титаника» оказалось бы успешным, если бы вода, которая, по определению, должна была находиться снаружи, так там и осталась.

Мы живем в мире, похожем на океан, полный ледяных глыб зла. Но если мы позволим Иисусу быть капитаном нашего корабля, окружающее зло не проникнет в нашу душу и плавание к берегам земли обетованной завершится успешно.

Природа произносит проповедь (Иов. 12:7–10; Рим. 1:18–20)

Больше всего меня восхищает в природе то, что растения и животные сотворены таким образом, чтобы обитать и размножаться именно в том ареале обитания, который был предназначен для каждого конкретного вида. Например, кактус обладает особыми свойствами, которые позволяют ему выживать в пустыне. А у белых медведей есть два вида меха и толстый слой подкожного жира, что дает им возможность спокойно жить в холодном климате Северного полярного круга. Точно так же Бог, прежде чем поместить нас в определенную ситуацию, делает все, чтобы обеспечить нас тем, что необходимо для достижения успеха.

Язык тела — это невербальная форма общения, когда человек выражает свои мысли, чувства и намерения через физическое поведение. Эффективность использования языка телодвижений обусловлена тем, что во всем, что мы делаем, виден наш характер. Поэтому в природе мы видим четкое отображение характера Божьего, так как Его творение — это отпечаток Его личности.

Откуда вы родом? (Ин. 1:1–3; Кол. 1:16, 17; Откр. 4:11)

Подбирая нового сотрудника, работодатели больше всего интересуются опытом работы потенциального работника. Причина в том, что предыдущие достижения человека являются верным показателем его нынешних возможностей и будущих результатов. Мы испытываем страх, главным образом потому, что забываем, что сделал для нас Бог в прошлом. Если мы будем вспоминать о благословениях, полученных от Бога, это поможет нам обрести уверенность в том, что Бог, Который благословлял нас в прошлом, продолжит изливать на нас благословения и в будущем. Мы не должны бояться будущего, потому что наш Бог держит это будущее в Своих руках. Мы поклоняемся Богу настолько могущественному, что для сотворения небес и земли Ему достаточно было произнести несколько слов. Поэтому мы можем быть уверены, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, — ничто перед Его могуществом. Попав в ситуацию, из которой, казалось бы, невозможно найти выход, не надо говорить Богу о том, насколько велика наша проблема. Вместо этого напоминайте себе, насколько велик наш Бог.

Твердое основание (Иов. 1; 2; Дан. 12:1; Мф. 6:34; 24:7; Ин. 16:33)

Когда сатана заявил о своем праве на землю, Господь попросил его обратить внимание на Его слугу Иова. Сатана утверждал, что единственной причиной верности Иова Богу была безопасность, которую Господь обеспечил его семье, богатство и здоровье. Поэтому Бог перестал защищать Иова, делая его, таким образом, уязвимым для нападок сатаны.

В результате Иов потерял всех своих детей, благосостояние и здоровье. Жена Иова, видя страдания своего мужа, побуждала его похулить Бога и умереть. К удивлению, реакция Иова на все постигшие его беды выразилась в следующих словах: «Наг я вышел из чрева матери, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов. 1:21).

Тот факт, что мы принимаем Иисуса как своего личного Спасителя, не избавляет нас от бед, случающихся в этом мире. Слова из Мф. 6:34 призывают нас не беспокоиться о завтрашнем дне, потому что Бог всегда контролирует ситуацию, даже если кажется, что это не так.

Апогей страданий Иова (Иов. 6:4–8; 9:1–25)

Когда чаша горестей и бед Иова была переполнена, он задал эти три вопроса. Теперь, во время скорби, когда страдания его достигли критической отметки, Иов страстно жаждал того, что во времена процветания считал само собой разумеющимся. На первый взгляд, эти вопросы представляются нам чередой жалоб, которые были спровоцированы потерей уверенности в Боге или полным исчезновением веры в Творца Вселенной.

Правильные вопросы (Иов. 10:8–12; Пс. 138:14)

Получать правильные ответы — не самое главное в жизни, важнее — задавать правильные вопросы. Вопросы заставляют нас взглянуть на проблему с такой перспективы, что еще до получения ответа приходит частичное понимание ситуации.

Вопросы, заданные Иовом, в первую очередь демонстрировали признание им Бога достаточно могущественным для того, чтобы повелевать солнцу и ожидать от него послушания. Далее Иов спрашивает: «Если Бог побеспокоился о том, чтобы сотворить меня, почему Он допускает мою гибель?». Не понимая причин своего страдания, Иов, тем не менее, считал этот вопрос жизненно важным для себя. Он понимал, что Бог контролирует ситуацию, и битва, в которой ему приходится сражаться, уже была выиграна.

ДИСКУССИЯ

Что вы сделали бы, чтобы продолжать жить, даже если ваша жизнь разваливается на части?

Солвази Кумало, Кейптаун, Южная Африка

Свидетельство

Иер. 30:5–7; Дан. 12:1; Еф. 6:11, 12

«Последователям Христа мало известно о тех заговорах, которые составляют против них сатана и его приспешники. Но Тот, Кто восседает на небесах, обратит вспять эти коварные козни, чтобы с их помощью осуществлять Свои глубочайшие замыслы. Господь допускает, чтобы Его народ испытал огненные искушения, не потому, что находит удовольствие в отчаянии и скорби людей, но потому, что страдания необходимы для окончательной победы над грехом. Если бы Он ограждал их от искушений, это было бы несовместимо с Его славой и непоследовательно, поскольку сама цель испытания заключается в том, чтобы научить людей сопротивляться всем соблазнам».

«Поскольку сатана обвиняет народ Божий в грехах, Бог позволяет ему подвергнуть людей самым суровым испытаниям. Их доверие Богу, их вера и твердость будут испытаны. Оглядываясь на прошлое, они теряют надежду, ибо во всей своей жизни они найдут мало хорошего. Они вполне сознают свою слабость и свое недостоинство. Сатана старается запугать их мыслью о безнадежности их положения, о невозможности избавиться от скверны пороков. Он надеется уничтожить их веру, чтобы они поддались его искушениям и изменили Богу».

«Враждебность сатаны к роду человеческому усиливается, потому что Христос помог людям обрести любовь и милость Бога. Он желает помешать Божьему плану искупления человека, бросить тень бесчестья на Бога, осквернив и обезобразив дело Его рук; огорчить небожителей и наполнить землю горем и запустением. И он указывает на все это зло как на естественный результат того, что Бог сотворил человека».

«Хотя сатана постоянно стремится ослепить разум людей, христиане всегда должны помнить о том, что они ведут борьбу „не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных“ (Еф. 6:12). Через многие века до нас дошло вдохновенное предостережение: „Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить“ (1 Петр. 5:8). „Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских“ (Еф. 6:11)».

Где Бог, когда Его дети страдают? Он находится рядом с ними так же, как был с теми тремя еврейскими юношами в печи, раскаленной огнем. Будучи адвентистами, мы знаем, что Он с нами всегда.

ДИСКУССИЯ

Где можно найти защиту и спасение, когда нечестивые готовятся напасть на вас?

Текла П. Кумало, Претория, Южная Африка

Практика

Быт. 3:16–19; Ин. 16:33

Со времен грехопадения люди были свидетелями исполнения этого обещания, произнесенного Богом в Быт. 3:16–19. Именно тогда и появились такие слова, как печаль, боль, проклятие, пот и смерть. Проклятие, обрушившееся на человечество в Быт. 3, не потеряет своей силы до самого возвращения Иисуса. «Попытайтесь исключить возможность страдания, требуемого естественным порядком и существованием свободной воли, и вы обнаружите, что исключили саму жизнь».

Четыре момента, о которых нужно помнить, испытывая страдания:

Страдания не являются показателем Божьего недовольства или наказанием за ваши грехи. Хотя страдание пришло в этот мир вследствие греха, совершенного Адамом и Евой, и хотя мы будем страдать из-за собственной греховности, иногда это происходит просто потому, что мы живем в грешном мире. Во времена Иова господствовало мнение, что несчастья — это способ Бога наказать человека за его грехи. Однако книга Иова учит нас тому, что иногда Бог допускает в нашей жизни беды и горести, чтобы оправдать Свой характер.

Бог с нами в наших страданиях, в которых явлена Его сила. Павел утверждает во 2 Кор. 12:9, что такова природа Бога — часто открываться нам в страданиях. Поразмышляйте над следующими стихами: ответ Иова после окончания испытания — Иов. 42:5; трое еврейских юношей — Дан. 3:24–27; Павел и Сила в тюрьме — Деян. 16:25, 26; Павел — 2 Тим. 4:16–18.

Страдания всегда имеют предел. Бог позволил сатане поразить Иова, но определил границы его воздействия — имущество и здоровье. Господь знает наши слабости и никогда не разрешит сатане причинить нам боли больше, чем мы смогли бы перенести (см. Пс. 102:13, 14; Ис. 43:1, 2).

Поддерживайте других людей в их страданиях. Большая часть служения Иисуса на земле заключалась в том, чтобы облегчать людские страдания. Он исцелял больных, воскрешал мертвых, изгонял демонов, кормил голодных и давал людям надежду и мужество жить полноценной жизнью. Наш христианский долг как Его последователей — помогать другим в страданиях, облегчая их боль всеми возможными способами (см. Рим. 15:1; Гал. 6:2).

ДИСКУССИЯ

1. Всем нам в этой жизни приходится страдать. Как нам вести себя, когда это происходит? (Иов. 1:22; Рим. 12:12).

2. Как вы понимаете высказывание о том, что Бог страдает вместе с человечеством? Обоснуйте свой ответ, используя примеры из Библии (Ис. 43:1, 2; Евр. 4:15).

3. Перечислите, как можно помочь другим людям в их страданиях. Какое служение можно организовать с этой целью? (Иак. 1:27).

Нонланла Млалази, Кейптаун, Южная Африка

Мнение

Иов. 6:2; Наум. 1:9; Откр. 21:4

Жизнь на земле полна страданий, и зачастую это ломает человека. То количество боли и скорби, что выпадает на нашу долю, порой превращает нас в людей, озлобленных на самих себя, на тех, кто вокруг нас, и на Бога. Страдая, мы, бывает, начинаем сомневаться в существовании любящего Бога. Когда кажется, что в жизни царит дух обреченности, образ любящего милосердного Отца тускнеет, пока мы совсем не теряем Его из виду или не начинаем винить Бога во всех своих неприятностях. Мы забываем, что Он с самого начала сотворил людей совершенными и поселил их в совершенном месте, где не было ни греха, ни страданий.

Мы часто теряем из виду тот факт, что инициатором и вдохновителем греха является сатана, и начинаем обвинять Бога в своих проблемах. Большинство людей выбирают путь, на котором их неминуемо ждут беды, боль и скорбь, независимо от того, верят они в Бога или нет. Однако мысль о том, что исцеляющая Божья сила способна восстановить нашу разрушенную жизнь, несет утешение и покой. Только Он может защитить нас от искушений сатаны. Когда мы полностью подчиним себя Его воле, Он окружит нас Своей любовью и зажжет в сердце надежду, которая не погаснет даже во время бедствий и скорбей.

Каждый болезненный опыт, выпадающий на нашу долю, требует исцеления и восстановления. В каждом страдании так необходимо сочувствие и любовь. Слезы, проблемы и трагедии, с которыми мы сталкиваемся, трогают Бога. Человечество нуждается в Его утешении, дарящем исцеление. Он хочет исцелить нашу сокрушенность. Он жаждет коснуться Своей целительной силой каждой нашей раны. Он знает, от чего мы страдаем. Его планы предназначены принести нам в конечном итоге благо. Помните, «бедствие уже не повторится» (Наум. 1:9), и в конце человеческой истории «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

ДИСКУССИЯ

1. Почему мы так легко обвиняем Бога, когда в нашей жизни возникают проблемы?

2. Делают ли нас страдания лучше или открывают в нас самое плохое? Объясните свой ответ.

3. На кого мы больше обращаем внимание в своих страданиях — на Бога, на сатану или на самих себя?

4. Кем мы воспринимаем себя в момент страданий — жертвой или инструментом, с помощью которого открывается правда о характере Божьем и нечестивых методах сатаны?

Антонио Закариас Фелино, Клермонт, Кейптаун, Южная Африка

Исследование

Иов. 1:21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сталкиваясь в своей жизни с трудными ситуациями, не позволяйте себе даже мысли о том, что Богу об этом неизвестно. Господь не сидит на Своем престоле, восклицая: «Ух ты! А Я и не знал, что это случится!». В начале этой книги мы читаем, что сатана стремился получить от Бога разрешение, чтобы обрушить на Иова горести и беды. Да, Иисус сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Однако дальше Он произнес: «Но мужайтесь: Я победил мир!». Бог заботится о вас, Он поможет вам пережить даже самые тяжелые времена.

ЗАДАНИЯ

Выслушайте свидетельство Эндрю Крауча и его песню „Through It All“(https://www.youtube.com/watch?v=CvIxwc90BEI). Что вы думаете по поводу слов, прозвучавших в этой песне: «Если бы в моей жизни никогда не было проблем, я не узнал бы, что Бог может решить их»? Верите ли вы, что Бог может помочь вам найти решение ваших проблем?

Напишите молитву благодарности за то время, когда Бог помогал вам пережить тяжелые времена.

Прочитайте статью об адвентистах седьмого дня, которые предложили свою помощь жителям города Мур, штат Оклахома, США, пострадавшим от торнадо (http://archives.adventistreview.org/article/6339/archives/issue-2013–1515/15-cn-adventists-join-oklahoma-tornado-relief-effort). Обсудите со своим классом субботней школы, как вы могли бы помочь своим соседям, потерявшим из-за какого-либо бедствия все, что имели.

Составьте вместе со своим классом «перечень благодарностей» за те ситуации, когда Бог спас вас. Ознакомьте с этим списком остальных членов вашей общины, чтобы поддержать их.

Сочините с другом диалог о том, как можно ободрить брата или сестру в трудное для них время. Разыграйте его перед своим классом субботней школы и спросите, что могут предложить они для более эффективного оказания помощи тем, кому тяжело.

Нарисуйте несколько поздравительных открыток, чтобы отправить тем, кто проходит особенно трудное испытание. Что вы нарисовали бы на открытке? Какие слова написали бы? Какие библейские стихи использовали бы? Покажите свои открытки классу и выслушайте советы по поводу их оформления.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Мк. 5:36; 1 Петр. 5:7.

Lael Caesar, „Integrity on Trial: A Case Study of Job“, Ministry, April 2000, https://www.ministrymagazine.org/archive/2000/04/integrity-on-trial-a-case-study-of-job.

Э. Уайт. Желание веков, гл. 51 «Свет жизни», с. 471.

Марк Келлнер, Солт-Лейк-Сити, Юта, США