Урок 7. 
5–11 ноября. Карающее наказание


"Книга Иова" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ IV квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Иов. 8:1–22; 11:1–20; Ис. 40:12–14; Быт. 6:5–8; 2 Петр. 3:5–7.

Памятный стих:

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (Иов. 11:7)?

Проблема человеческого страдания по-прежнему устрашает человечество. В жизни мы видим, как «хорошие» люди терпят огромные страдания, тогда как злодеи остаются безнаказанными. Несколько лет назад вышла книга «Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми?». Это была одна из многочисленных попыток на протяжении веков найти удовлетворительный ответ на этот вопрос. Но ответа так и нет. Многие другие писатели и мыслители писали о своих попытках примириться с человеческими страданиями. Складывается впечатление, что они также не нашли правильных ответов.

Эта тема, безусловно, рассматривается в книге Иова. Изучая ее, мы продолжаем искать ответ на вопрос: почему даже «хорошие» люди, такие как Иов, страдают в этом мире? Однако в отличие от большинства других книг книга Иова не основана на человеческом восприятии страданий (хотя примеров такого восприятия в книге предостаточно). Здесь, как и в других книгах Библии, нам предлагается Божье видение этой проблемы.

На этой неделе мы продолжим рассматривать рассуждения людей, которые пришли навестить страдающего Иова. Их попытки разрешить проблему человеческих страданий, пусть и неудачные, могут многому нас научить!

Вслед за Елифазом к Иову приходит его друг Вилдад, который отчасти повторяет сказанное Елифазом. К сожалению, Вилдад был еще грубее и суровее в обращении с Иовом, чем Елифаз. Представьте себе, что к человеку, потерявшему детей, кто-то приходит и говорит: «Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их» (Иов. 8:4).

Это звучит как насмешка, потому что в Иов. 1:5 сообщается, что Иов приносил жертвы за своих детей как раз по этой причине: на тот случай, если они согрешили. Итак, мы видим здесь контраст между пониманием благодати со стороны Иова и вступительными словами Вилдада, которые выражают строгое законничество с его карающей направленностью. Однако хуже всего то, что Вилдад говорит так, стараясь защитить характер Бога.

Прочитайте Иов. 8:1–22. Какова аргументация Вилдада и насколько верно то, что он говорит? Другими словами, если забыть непосредственный контекст и просто посмотреть на изложенные мысли, какие ошибки вы могли бы найти в его словах?

Кто может придраться к тому, что он здесь говорит? «А мы — вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле — тень» (Иов. 8:9). Это убедительно, верно и соответствует Библии (см. Иак. 4:14). Или что можно возразить на его утверждение, что безбожник, уповающий на материальные ценности, в действительности верит в то, что не прочнее «дома паука» (см. Иов. 8:14)? Это тоже библейская мысль.

Пожалуй, самая большая проблема заключается в том, что Вилдад представляет только один аспект Божьего характера. Это все равно что находиться в канаве по одну или другую сторону дороги. Ни та, ни другая канава — это не то место, где нужно быть на самом деле. Кто-то может, например, сосредоточиться только на законе, справедливости и послушании, а кто-то может сосредоточиться на благодати, прощении и заместительной жертве. Любой чрезмерный акцент, как правило, приводит к искаженному изображению Бога и истины. Здесь мы видим подобную проблему.

Как люди мы всегда должны сохранять баланс между законом и благодатью в нашем богословии и в нашем общении с другими. Тем не менее если бы, реагируя на проступки других людей, вам пришлось ошибиться в ту или иную сторону (людям, как известно, свойственно ошибаться), в какую сторону было бы лучше ошибиться и почему?

«Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя? Он превыше небес — что можешь сделать? глубже преисподней — что можешь узнать? Длиннее земли мера Его и шире моря» (Иов. 11:7–9; см. также Ис. 40:12–14). Какая истина выражена здесь и почему для нас важно всегда ее помнить?

Эти слова прекрасно выражают тот факт, что мы очень многого не знаем о Боге, а все наши попытки самостоятельно познать Его оставляют больше вопросов, чем ответов. Интересно, что один из самых известных философов ХХ века, покойный Ричард Рорти, утверждал, что мы никогда не поймем реального положения вещей и истины, и поэтому нужно отказаться от этих попыток. Вместо того чтобы стремиться понять реальность, по утверждению Рорти, мы можем лишь попытаться совладать с ней. В этом выражении западная философская школа, история которой насчитывает 2600 лет, фактически расписывается в собственном поражении. Если все наши поиски не прибавляют знаний о природе мира, в котором мы живем, кто тогда может посредством «исследования» понять Творца — Того, Кто создал этот мир и, следовательно, более велик? Рорти, по сути, повторил мысль, которую мы только что прочитали в Библии.

Эти глубокие по смыслу тексты взяты из речи Софара, третьего друга Иова, и он использовал эти слова как часть своей ошибочной аргументации против Иова.

Прочитайте Иов. 11:1–20. Какие слова Софара правильны? Что не так с его аргументацией в целом?

С трудом можно представить себе, как кто-то осмеливается подойти к человеку, страдающему, подобно Иову, и сказать: «Ты получаешь то, что заслужил! По правде говоря, тебе следовало бы понести вдвое больше! Некоторые из твоих беззаконий Бог предал забвению!». Самое ужасное, что Софар, как и двое других друзей, в своих словах руководствуется желанием оправдать благой характер Бога.

Иногда простого знания о характере Бога недостаточно, чтобы отражать его. Что еще нам нужно для этой цели?

Трое друзей Иова, несомненно, имели определенное знание о Боге. И они также искренне пытались Его защитить. И, как мы увидели, каким бы ошибочным ни было их отношение к Иову с учетом контекста, эти люди высказывали некоторые важные истины.

Центральное место в их доводах занимала мысль, что Бог справедлив и что грех и зло вызывают Божественное карающее наказание, а добро — Его особое благословение. Хотя нам неизвестно точное время, когда жили эти люди, принимая во внимание тот факт, что Моисей написал книгу Иова в Мадиамской земле, можно предположить, что они жили в период до исхода. Также наиболее вероятным представляется, что они жили после потопа.

Прочитайте Быт. 6:5–8. Хотя мы не знаем, как много эти люди (Елифаз, Вилдад и Софар) знали о потопе, как эта история могла повлиять на их богословские взгляды?

История потопа определенно является примером Божественного воздаяния за грех. В ней Бог непосредственно наказывает тех, кто это заслужил. Однако даже в этой истории присутствует понятие о благодати, как видно из Быт. 6:8. Эллен Уайт также писала о том, что «каждый удар молотка по вбиваемому в ковчег гвоздю был своего рода проповедью» (Дух пророчества, т. 1, с. 70). Тем не менее в какой-то степени мы можем увидеть в этой истории пример того, о чем эти люди проповедовали Иову.

Каким образом эта же идея карающего суда просматривается в Быт. 13:13; 18: 20–32; 19:24, 25?

Независимо от степени осведомленности Елифаза, Вилдада и Софара об этих случаях, они показывают реальность Божьего прямого суда над злом. Бог не просто оставлял грешников, позволяя греху уничтожить их. Как и в случае с потопом, Бог непосредственно участвовал в их наказании. Он выступал в этих случаях в качестве судьи и истребителя нечестия и зла.

Как бы сильно нам ни хотелось сфокусировать внимание на любящем характере Бога, милосердии и прощении, почему нельзя забывать о Его справедливости? Подумайте обо всем том зле в мире, которое остается безнаказанным. Что это должно сказать нам о необходимости Божественного воздаяния независимо от того, когда и каким образом оно осуществится?

Множество примеров прямого Божественного наказания нечестивцев и благословения праведников были записаны в Библии спустя много лет после смерти всех персонажей книги Иова.

Какое великое обетование дано тем, кто изберет послушание Богу? Втор. 6:24, 25.

Ветхий Завет содержит множество обещаний блага и процветания Божьего народа на условии их послушания Богу. Таким образом, здесь можно увидеть примеры Божьего благословения людей, стремящихся повиноваться Богу и Его заповедям и жить честной жизнью. И эти примеры отчасти подтверждают правоту друзей Иова.

Также в Ветхом Завете встречаются многочисленные предупреждения о прямом Божественном наказании вследствие непослушания. В большинстве ветхозаветных отрывков, особенно относящихся к периоду после заключения завета с Израилем на Синае, Бог предупреждает израильтян о том, к чему приведет их непослушание: «А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Цар. 12:15).

Прочитайте Числ. 16:1–33. Чему учит этот случай Божественного наказания?

Учитывая то, каким образом были уничтожены мятежники, этот инцидент нельзя отнести к разряду случаев, когда «грешники наказываются собственным грехом». Эти люди приняли исходившее от Бога наказание за свой грех и бунт. В этом случае мы видим проявление сверхъестественной Божьей силы вразрез с законами природы. «А если Господь сотворит необычайное, и земля разверзнет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа» (Числ. 16:30).

Употребленный здесь глагол «сотворит» имеет в оригинале тот же корень, что и «сотворил» в Быт. 1:1. Господь хотел, чтобы все знали: обрушившееся на мятежников наказание исходило от Него.

Конечно, самое масштабное и могущественное проявление карающего суда состоится в конце времени, когда нечестивые будут уничтожены. Библия называет это «второй смертью» (см. Откр. 20:14). Эту смерть не следует путать со смертью, постигающей всех потомков Адама. Речь идет о смерти, от которой второй Адам, Иисус Христос, избавит праведников в конце времени (см. 1 Кор. 15:26). В противоположность этому вторая смерть, подобно некоторым другим ветхозаветным наказаниям, станет Божьим наказанием грешников, которые не покаялись и не приняли спасения во Христе.

Прочитайте 2 Петр. 3:5–7. Что Слово Божье говорит нам о судьбе нечестивых?

«Огонь нисходит с неба от Бога. Земля разверзается, и скрытое в ее глубинах оружие поднимается на поверхность. Из всех бездн и провалов вырывается всепоглощающее пламя. Даже скалы — и те горят. Пришел „день, пылающий как печь“. „Стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят“ (Мал. 4:1; 2 Петр. 3:10). Вся поверхность земли кажется одной расплавленной массой, огромным кипящим огнедышащим морем. Наступил день суда и гибели для нечестивых, „день мщения у Господа, год возмездия за Сион“ (Ис. 34:8)» (Э. Уайт. Великая борьба, с. 672, 673).

Хотя грех сам по себе наказывает грешника, несомненно, бывают случаи, когда Сам Бог непосредственно наказывает грех и грешников, как утверждали друзья Иова. Верно и то, что грех является причиной всех страданий в этом мире. Но ошибочно считать, что все страдания — это Божье наказание за грех. Это было не так в случае с Иовом и в ряде других случаев.

В действительности все мы принимаем участие в великой борьбе, и у нас есть враг, который причиняет нам вред. Хорошей является новость, что Бог всегда находится рядом. Независимо от причин испытаний, с которыми мы сталкиваемся, независимо от текущих результатов этих испытаний мы имеем заверение в неизменной Божьей любви. Эта любовь настолько велика, что Иисус взошел на крест ради нас. Этот подвиг Христа гарантирует конец всем страданиям.

Можем ли мы быть уверены, что чьи-то страдания — это прямое наказание от Бога? Если нет, тогда как следует относиться к страдающему человеку или даже к своим собственным страданиям?

Как уже отмечалось, важно постараться поставить себя на место персонажей истории, так как это может помочь нам понять их мотивы и поступки. Они не видели происходящей за кулисами борьбы, которую видим мы. Если мы поставим себя на их место, будет нетрудно разглядеть ошибку, которую допустили Елифаз, Вилдад, и Софар по отношению к страданиям Иова. Они вынесли приговор, не имея для этого необходимых полномочий.

«Для человека естественно думать, что большие бедствия являются неопровержимым доказательством величайших преступлений и грехов; но люди часто совершают ошибку, оценивая характер таким образом. Мы не живем во время карающего суда. Добро и зло сосуществуют, и бедствия постигают каждого. Иногда люди действительно выходят за границу действия Божьей защиты и оказываются во власти сатаны, и Бог не вмешивается. Иов сильно страдал, и его друзья убеждали его признать, что его страдание вызвано грехом, чтобы заставить его почувствовать себя виноватым. Они считали, что Иов — великий грешник, но Господь упрекнул их за то, что они несправедливо осудили Его верного слугу» (Комментарии Э. Уайт. Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1140).

Мы должны быть предельно осторожны в вопросе определения причин страданий. Конечно, в некоторых случаях мы видим прямую причинно-следственную связь. Человек курит и зарабатывает рак легких. Что может быть проще? Хорошо, но как быть с теми, кто курит всю жизнь и обходится без рака? Бог наказывает одного, а другого не наказывает? В конце концов, подобно Елифазу, Вилдаду и Софару, мы не всегда знаем, по какой причине приходят страдания. По большому счету, неважно, знаем мы это или нет. Важно то, как мы реагируем на страдания, которые видим. Именно в этом эти трое мужей были абсолютно неправы.

Вопросы для обсуждения:

1. Помогает ли осознание идеи карающего наказания верить в конечное торжество Божьей справедливости?

2. Эти трое мужей действительно не понимали всего того, что происходило с Иовом и доставляло ему страдания. Мы недалеко ушли от них и так же не понимаем всех причин человеческих страданий. Как это осознание помогает нам быть более милосердными к тем, кто страдает?