Урок 8. 12–18 ноября. Невинная кровь


"Книга Иова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ IV квартал 2016 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

Вступление

Ис. 64:6; Рим. 3:23

Когда мы оказываемся в безнадежной ситуации, самая распространенная реакция — вопрос «почему я?». Для кого-то это риторический вопрос, произнесенный в минуты гнева, и ответа на него никто и не ожидает. Для некоторых это реальный вопрос, заданный реально существующему Богу в надежде на реальный ответ. Концепция вопроса «почему я?» основывается на теории о том, что плохое происходит с плохими людьми, а с хорошими — хорошее. Если мы согласны с этой теорией и считаем себя хорошими людьми, неприятности, обрушившиеся на нашу голову, смутят и удивят нас. И мы немедленно начнем оценивать себя, чтобы определить, есть ли основания для того, чтобы с нами случилась эта беда. Скорее всего мы придем к выводу, что не заслужили этого.

Наступает время, когда каждый из нас спрашивает: «Почему я?». Однако в Библии написано: «Все согрешили и все лишены славы Божией» (Рим. 3:23). А в Ис. 64:6 говорится, что ««праведность наша как запачканная одежда». Таким образом, мнение, что плохое случается только с плохими людьми, неверно. В сущности, мы все — плохие, и поэтому все мы подвержены страданиям от мучительных последствий греха.

Автор и исполнительница песен в стиле кантри Розанн Кэш на несколько лет прекратила свою деятельность, потому что ей требовалась операция на мозге. Терри Гросс, ведущий на радио Fresh Air, спросил Кэш, задавалась ли она когда-нибудь вопросом «почему я?». Кэш ответила отрицательно. Фактически она спрашивала себя: «Почему бы не я?». Розанн объяснила, что у нее было все необходимое для того, чтобы смело взглянуть в лицо этой беде — медицинская страховка, работа, которая позволила выделить время на восстановление, и чудесный супруг.

Что ответ Розанн Кэш означает для нас, христиан? Разве у нас нет доступа к тому, кто поддержит нас в трудной ситуации? Есть! У нас с вами прямая линия общения с Создателем этого мира, всеведущим Владыкой, Богом, Который силен дать нам намного больше того, о чем мы могли бы попросить (см. Иов. 8:7; 10:10). Иисус умер за нас. Кроме того, Он обещал, что никогда не пошлет нам испытания сверх того, что мы можем вынести. Однако мало только знать об этом. Мы должны верить этому всем своим сердцем, мы должны на это надеяться. Изучая урок этой недели, попробуйте перестать обращать все свое внимание на трудности и беды и признайте владычество Бога. Вместо того чтобы стенать «почему я?», начните спрашивать: «Почему бы не я?».

Митония Ньюмэн, Глендейл, Мэриленд, США

Доказательство

Иов. 10; 13:15; 30:20, 21; 41:1–6; Притч. 3:5–6; 1 Ин. 4:8

«Вооруженный преступник ворвался в театр и открыл огонь». «Подросток покончил жизнь самоубийством после разборок с полицией». Подобных заголовков становится все больше, и они наполняют нас отчаянием. Мы молимся о том, чтобы жертвой не стал кто-то из наших знакомых и чтобы семьи потерпевших были в безопасности. Все сильнее чувства безысходности, подавленности, гнева и отчаяния — эти проблемы, связанные с душевным здоровьем, занимают главную позицию в политических и духовных дебатах. При этом подобные разговоры ничем не могут помочь тем, кто борется с вышеупомянутыми чувствами. Люди пытаются найти способ справиться с безнадежностью, отчаянием и злостью на Бога, Который, кажется, допускает, чтобы происходило немыслимое. Подобные личные эмоциональные испытания требуют не только молитвы. Чтобы справиться с ними, необходимы поддержка и сострадание. И как раз в таких ситуациях помогает книга Иова.

Его история показывает нам, что можно переживать глубочайшую личную трагедию и сердиться на Бога, но в то же время поддерживать с Ним отношения, основой которых является вера. Эта книга также учит нас, как прославлять Бога и надеяться на Него и в страданиях, и если даже друзья, действующие из лучших побуждений, могут заблуждаться, они, тем не менее, могут помочь нам высказаться и обрести мир и покой.

Большинству из нас никогда не пережить той трагедии, что произошла с Иовом, но, проходя через свои собственные страдания, мы, возможно, будем так же сражаться за то, чтобы сохранить веру, как это делал Иов. Мы будем стараться войти в такие отношения с Богом, которые позволят нам выражать гнев и недовольство и в то же время быть в состоянии сказать: «Я люблю Тебя, Боже» от чистого сердца. Мы будем стремиться понять, почему Он допускает, чтобы происходило столько плохого, когда Сам Он есть любовь. Однако Иов напоминает нам, что Бог видит нас такими, какими мы сами себя никогда не сможем увидеть. Бог понимает нашу боль и разделяет с нами наши потери, боль и отчаяние. Иов напоминает нам, что Господь никогда не говорил, что жить будет легко. Но Он обещал, что будет рядом с нами каждую секунду этого пути.

В каждой главе книги Иова Бог напоминает нам, что цель наших страданий может быть гораздо значительней, чем нам кажется. В разгар бури трудно это понять, но, когда мы пройдем испытание, Бог покажет нам, почему все сложилось так, а не иначе. Мы увидим людей, чья душа была спасена, а сердце исцелено. Тогда мы поймем, что Божья цель была достигнута, и наша вера будет вознаграждена.

ДИСКУССИЯ

1. В чем вы можете черпать поддержку, ожидая Божьего ответа на свои молитвенные просьбы?

2. Назовите преимущества и недостатки программ «P.U.S.H.» (молись, пока что-нибудь не случится) и «P.A.D.S.» (молись и делай что-нибудь). См. http://hopefaithprayer.com/pray-until-something-happens/ и http://hopefaithprayer.com/pray-until-something-happens/.

Эквензи Грэй, Боуи, Мэриленд, США

Слово

Быт. 4:8; Исх. 12:29, 30; 2 Цар. 11:14–17; Иов. 10; Иер. 37–38:6; Мф. 14:1–11; Евр. 11:32–38.

«Хорошо ли для Тебя, что Ты угнетаешь…» (Иов. 10:3)

Антонио Монтейро отсидел в тюрьме города Ломе, столицы западно-африканского государства Того, 670 дней. Пастор Монтейро не совершил никакого преступления. Позже суд постановил, что он невиновен. Тем не менее ему пришлось провести это время в заключении.

«Я не знал, что ждет меня в будущем, но верил, что рано или поздно буду освобожден, — рассказывал Монтейро в интервью журналу Adventist Review после того, как в 2014 году с него сняли все обвинения. — Поэтому я смирился со своей ситуацией, но в то же время не переставал делать все возможное ради торжества справедливости и своего полного освобождения».

Пастор Монтейро стойко пережил эти невзгоды, хотя и не знал, к чему приведет вся эта ситуация и чем она может закончиться.

Можно понять отчаяние человека, проходящего через тяжелое испытание, а Иов, несомненно, находился в ужасном положении. Не по своей вине он лишился всего, включая жизнь детей. Несмотря на его глубокую веру в Бога — а он совершал жертвоприношения на случай, если кто-то из членов его семьи согрешил, этот самый Бог позволил сатане совершить в жизни Иова самое страшное. Кровавая бойня оказалась сокрушительной, а ее эмоциональное воздействие еще страшнее.

«Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом — и Ты губишь меня, — говорит Иов, а потом добавляет: — Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» (Иов. 10:9).

Открыто обращаясь со своим вопросом к Господу, Иов еще не знал, что Бог допустил все эти бедствия. Но тот же самый Бог сохранил Иову жизнь, а в конце испытаний вознаградил Своего верного друга, хотя с позиции Иова трудно было уловить какой-то смысл во всем происходящем. Он даже пожалел, что родился на свет. «И зачем Ты вывел меня из чрева?» — спрашивает Иов (10:18). И, надо сказать, это справедливый вопрос. Хотя друзья Иова могли предложить свое объяснение его несчастьям, главным образом имея в виду какие-то тайные грехи, по словам многих комментаторов, они ошибались. Иов, зная, что происходит в его собственном сердце, но не будучи в курсе событий первых двух глав книги, находился в безвыходном положении.

Мы порой, и даже очень часто, не знаем, почему происходит то или иное событие. Мы не понимаем причины, по которой Бог допускает в нашей жизни испытания. При этом мы не должны забывать, что Бог находится рядом с нами в трудные для нас времена, особенно когда мы осознаем свою зависимость от Него.

Иов был не одинок в своем несправедливом страдании (2 Цар. 11:14–17)

Вспомните одного из самых верных воинов царя Давида — Урию Хеттеянина. Когда Давид согрешил против Бога и Урии, проведя ночь с Вирсавией, женой Урии, тот остался на стороне Давида, не зная о том, что произошло.

Давид рассчитывал, что Урия, исполнив свои супружеские обязанности по отношению к Вирсавии, поможет скрыть грех царя от всего мира. Когда же Урия отказался выполнить приказ, царь Давид распорядился направить его в самый центр военных действий на верную гибель.

В чем согрешил Урия, чтобы заслужить подобную участь? Насколько мы можем видеть, ни в чем. Разрешал ли Бог Давиду сделать это? Нет, не разрешал, судя по дальнейшему развитию событий. И все-таки это случилось. Урии пришлось столкнуться с последствиями, которых он не мог ни представить, ни понять, потому что правитель, которому он так преданно служил, совершил грех. Иногда в жизни людей случается беда из-за того, что кто-то другой сделал что-то плохое.

А иногда Бог допускает страдания, потому что наше свидетельство и характер, явленный нами в испытаниях, принесут Ему славу. Помните, Он позволил сатане поразить Иова, потому что верил, что Его слуга с честью выйдет из этого испытания. И благодаря верности Иова был прославлен Господь, Который помог ему пережить эти бедствия и выйти победителем.

Вера в мрачный час (Евр. 11:1)

Оставаться верным не всегда легко. Жена Иова хотела, чтобы ее муж положил конец страданиям, проклял Бога и умер (см. Иов. 2:9). Многие люди искушаемы оставить Бога в минуты, когда жизнь становилась невыносимой. Возможно, в их числе были и вы.

Однако библейское определение веры дает нам некоторую надежду: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

В часы, когда все безнадежно, самое лучшее, что мы можем сделать, это сохранять свою веру в Бога и Его план для нашей жизни. «Вот, Он убивает меня, но я буду надеяться», — произносит Иов в 13:15. И когда кажется, что хуже некуда, Иов говорит, что не перестанет верить в Божью милость по отношению к нему.

Мы не видим — и это к счастью, что ждет нас впереди. Если бы мы знали, возможно, страшились бы своего будущего еще больше или перестали доверять Богу. Но те, кто решил верить, знают, что Бог не останется в долгу, что Господь наградит верных Ему.

Когда мы «уверены в ожидаемом», Бог видит наше доверие к Нему и Его путям. И это напоминает нам, что по ту сторону страданий нас ждет нечто славное.

ДИСКУССИЯ

Доверяете ли вы Божьим обещаниям или смотрите только на окружающие вас обстоятельства? Как можно поддержать того, кто страдает?

Марк Э. Келлнер, Солт-Лейк-Сити, Юта, США

Свидетельство

Притч. 3:5, 6; Евр. 11:1

Какой смысл можно найти в смерти десятилетнего мальчика, который был застрелен во время игры с друзьями в доме одного из членов церкви? Это нельзя объяснить и уж тем более понять. Но такие трагедии случаются, и, несмотря на то, что происходят довольно часто, они по-прежнему повергают нас в шок. И тогда, вместо того чтобы радоваться тому, что испытание нашей веры вырабатывает в нас стойкость (см. Иак. 1:2, 3), мы проклинаем Бога (см. Иов. 2:9). Можно ли в таком случае утверждать, что наша вера «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1)? Ответ содержится в следующих высказываниях.

«В этой жизни мы должны будем пройти огненные испытания и принести дорогие жертвы, но наградой нам будет мир Христов…

Мы должны стать соучастниками страданий Христа, если хотим победоносно восседать с Ним на престоле Его. До тех пор, пока мы будем идти легким путем самоугождения, до тех пор, пока нас будет пугать самоотречение, наша вера никогда не окрепнет и мы никогда не познаем мир Иисуса и радости от сознания одержанной победы».

Испытания и страдания являются частью нашего грешного мира. Каждый день сатана пытается уничтожить нашу веру, сталкивая нас с необъяснимыми обстоятельствами и заставляя сомневаться в Божьей благости. Тем не менее «никому не следует говорить, что его случай безнадежный и ему не под силу прожить жизнь христианина. Для спасения каждой души все обеспечено смертью Христа. Иисус — наша постоянная помощь во время нужды. Только воззовите к Нему с верой — Он обещал услышать и ответить на ваши прошения».

Если мы действительно верим, что Бог — велик, в наших словах и поступках отразится живая, непоколебимая вера, как это было в жизни Иова. «О, если бы у нас была живая и деятельная вера! Мы так нуждаемся в ней, и мы должны ее иметь, чтобы не ослабеть и не изнемочь душами в годину искушения. Тьма, которая в тот момент окутает нас, не должна разочаровывать нас или доводить до отчаяния. Это покрывало, скрывающее славу Бога, когда Он сходит, чтобы излить Свои обильные благословения». Продолжайте верить, даже не видя.

ДИСКУССИЯ

1. Что вы думаете о Божьей любви, переживая тяжелые времена?

2. О какой вере свидетельствует окружающим людям ваше поведение во время испытаний— о мертвой или о живой?

Глэдис С. Геррэро, Силвер-Спринг, Мэриленд, США

Практика

Иов. 10:8; Пс. 4:2

Размышляя о своих испытаниях, Иов задается вопросом, где же Бог. Если бы он только мог знать, что его несчастья в будущем помогут миллионам людей! В наше время в жизни людей происходит много разных трагедий. Например, стрельба в учебных заведениях, как в университете Гариссы в Кении, взрывы во время спортивных мероприятий, как во время Бостонского марафона. Проходя через испытания, самое главное — помнить, что хотя Бог и допустил несчастья в жизни Иова, Он не оставил его.

Молодой человек зашел в банк, чтобы обналичить чек. Выйдя на улицу, он увидел, что кто-то украл его велосипед. Позже, примчавшись в кампус, чтобы сдать экзамен, он обнаружил, что его машину взломали, разбив все окна. Как будто этого было мало, он еще опоздал на экзамен. Да, у каждого из нас бывают неприятности. И когда они происходят, мы, подобно Иову, спрашиваем, где же Бог, и говорим что-то похожее на слова Иова: «Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?» (Иов. 10:9).

Почему мы утверждаем, что от наших испытаний может быть какая-то польза? Помните, что говорит Библия: «В тесноте Ты давал мне простор» (Пс. 4:2). Именно благодаря невзгодам мы обретаем надежду и мужество. Это есть плоды нашей веры. И надежда, и вера будут умножаться с каждой жизненной бурей. Вспомните, как Седрах, Мисах и Авденаго услышали следующие слова: «А кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем» (Дан. 3:6). Только попав в раскаленную печь, они смогли увидеть Иисуса, ходящего в пламени вместе с ними!

Проходя через испытания, мы можем помогать другим, потому что точно знаем, что им приходится переживать. Свидетельствовать о том, что Бог вовсе не оставил нас одних, что Он дает нам Свою силу, — это величайший дар, который мы можем передать другим людям. «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр. 4:12, 13).

ДИСКУССИЯ

1. Почему мы должны проходить через испытания, чтобы возрастать во Христе?

2. Упав духом и чувствуя себя оставленным и потерянным, что вы можете изменить в своем поведении?

Лорен Ньюмэн, Гейтерсберг, Мэриленд, США

Мнение

Быт. 3; Исх. 20:1–17; Иов. 10; Мф. 5; Рим. 3:10–20; 7:12

Очень важно, чтобы каждый христианин в своей жизни полностью осознал природу греха. Из-за непослушания Адама и Евы человеческая природа всегда будет греховной, до тех пор пока не вернется Христос. Множество событий, происходящих с нами в течение дня, могут вызывать в нас греховные мысли и заставлять совершать греховные поступки. Поэтому христиане, знающие о непревзойденной святости Господа, быстро приходят к пониманию того, что Господь малые грехи оценивает так же, как и серьезные преступления.

Если нам кажется, что можно попасть на небо только благодаря соблюдению Закона Божьего, изложенного в Десяти заповедях, давайте вспомним о своей греховной природе, и нам с вами будет о чем поразмыслить. Эти заповеди предназначены для того, чтобы помочь нам вести жизнь, угодную нашему Создателю. Не следует допускать даже мысли о том, что мы можем быть оправданы благодаря им. Принимая во внимание греховную природу, присущую каждому человеку, необходимо задать следующий вопрос: как нам полностью полагаться на благодать Господа и при этом соблюдать Его святые заповеди? Я думаю, мы, христиане, должны изо всех сил стараться найти ответ на этой важнейший вопрос. Самым честным, наверное, будет полностью осознать природу нашего послушания Господу. Не наши ежедневные поступки освобождают нас от греховной природы. Невероятно, но именно это никак не могли понять фарисеи. По их мнению, оправдание зависело от соблюдения заповедей.

Искренне пытаясь быть послушными Закону Божьему, мы всегда должны помнить, что он духовен (см. Рим. 7:14) и является отражением Его характера (см. Пс. 18:7, 8). Его Закон также связан с благодатью, потому что мы не можем соблюсти его своими собственными силами. В Быт. 3 мы читаем о завете благодати, данном Богом Адаму и Еве и, таким образом, всему человечеству. Этот завет был учрежден еще до творения на случай, если Адам и Ева согрешат (см. Еф. 4:1–6; ср. с 2 Тим. 1:9; 1 Петр. 1:20). Согласно ему Иисус Христос, Сын Божий, заплатит за наше искупление. Потому при каждом своем ответном действии для Господа следует понимать, что именно благодать Божья дает нам возможность совершать то или иное.

ДИСКУССИЯ

1. Как нам осознать идею, что наша зависимость от дел закона является скорее попыткой самооправдания, а не действием благодати Божьей?

2. Задумайтесь о значении выражения «благодать Божья». Можем ли мы чем-то заслужить Божью благодать? Поясните свой ответ, пользуясь текстами из Библии.

Айодеджи Токунбо Оджофейтими, Боуи, Мэриленд, США

Исследование

Иов. 10; Евр. 11:1, 32–38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переживая тяжелые испытания, нетрудно начать обвинять Бога, вопрошая: «Почему Ты оставил меня?». Однако именно в такое время мы получаем возможность стать как никогда ближе к Нему. Легко следовать за Иисусом, когда все хорошо. Когда в жизни наступает трудный период, все совершенно меняется. Зачастую именно в нелегкие времена мы должны еще больше стремиться к Нему, держаться за Него сильнее, чем когда-либо прежде. В такое время и возрастает наша вера — «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).

ЗАДАНИЯ

Навестите друга, в жизни которого настали мрачные времена. Выслушайте все, чем он хочет поделиться с вами. Поддержите его и поделитесь с ним Божьей любовью. Расскажите своему другу, как Бог поддерживал вас в ваших проблемах и невзгодах.

Составьте список Божьих благословений в своей жизни. Постоянно добавляйте в этот список новые записи и храните его в Библии. В тяжелые моменты перечитывайте их и размышляйте о том, как Бог заботился о вас в прошлом.

Изобразите на рисунке Иова в самый мрачный момент его жизни и напишите, что давало Иову силы жить дальше: его вера в то, что у Бога есть план. Покажите свой рисунок на уроке субботней школы и занятии по изучению Библии.

Сравните свои собственные испытания с тем, что пришлось пережить Иову. Каждый раз сравнивайте с ним свое поведение в сложный период жизни и свое отношение к Богу.

Находясь в подавленном состоянии, обратитесь к одному из своих глубоко верующих друзей. Расскажите ему о своем испытании и позвольте помочь вам. Иногда бывает трудно просить о помощи и поддержке, но нельзя позволять гордости или унынию помешать этой просьбе!

Напишите песню о том, как важно сохранять веру, когда все плохо и кажется, что Бог далеко. Исполните эту песню перед уроком субботней школы или перед проповедью.

Напишите пьесу о том, что пережил Иов. Пусть повествование ведется от лица Иова, одного из его друзей или ангела. Предложите нескольким членам своего класса субботней школы поучаствовать в представлении и показать пьесу остальным участникам группы.

Прочитайте вслух, что ответил Бог на вопросы Иова в главах 41 и 42. Запишите в своем дневнике, что вы думаете по поводу ответа Господа.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Иов. 19:25; Пс. 117:8; Ис. 30:15; Флп. 1:6.

Э. Уайт. Воспитание, с. 117, 118; Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 353.

Филип Янси. Где Бог, когда я страдаю?

Эллисон Сауседа, Дейтон, Огайо, США