Урок 10. 
26 ноября — 2 декабря. Гнев Елиуя


"Книга Иова" - пособие по изучения Библии для молодежи на IV квартал 2016 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ IV квартал 2016 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

«Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9).

Вступление

Иов. 32:6–8

Думаю, подростковый возраст — это лучшее время моей жизни. Родители разрешали мне принимать важные решения, например, какую профессию выбрать, пойти на свидание или нет, как потратить деньги. Однако я также помню моменты, когда вел себя исключительно глупо. Я говорил совершенно не то, что нужно, а иногда вообще ничего не говорил, хотя знал, что нужно что-то сказать.

К счастью, иногда бывает, что молодые люди учат тех, кто старше их. Как-то в июле 2015 года мне довелось услышать девушку, выступавшую с речью в моем городе. В своем стремлении действовать она превосходила многих людей ее возраста. Она была возмущена тем, что в стране, где она родилась и выросла, девочкам было недоступно образование. Определенному кругу лиц это не понравилось, и в результате кто-то выстрелил ей в голову. Малала Юсуфзай выжила после такого ранения и продолжила свою деятельность, став впоследствии самым молодым лауреатом Нобелевской премии.

По словам Малалы, она не желает, чтобы люди видели в ней девочку, в которую стреляли талибы. Она хочет, чтобы ее помнили как ту, что выступала за доступность образования для женщин. «Один ребенок, один учитель, один учебник, одна ручка могут изменить мир».

Да, слова обладают огромной силой. Если бы Малала не отстаивала так храбро свое мнение, не произошло бы много других чудесных событий, таких как открытие фондов помощи родителям и детям в получении образования.

Да, слова имеют определенное влияние. «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах— слово, сказанное прилично» (Притч. 25:11). «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует» (Притч. 12:18). Слова даруют не только радость и надежду. Они также способны стать причиной скорби и отчаяния. В истории об Иове мы уже увидели, как его друзья пытались подобрать правильные, с их точки зрения, слова, например: «Вспомни же, погибал ли кто невинный?» (Иов. 4:7).

Тот факт, что собственные друзья Иова стали ругать его, делает ситуацию еще более драматичной, потому что всем нам известны причины этой трагедии, когда сатана строил замыслы против Бога и Иова. И все же Иов был непорочен. Поведение его «друзей» вызывает у нас удивление, заставляя задаваться вопросом, почему одни люди с таким энтузиазмом вмешиваются в жизнь других людей.

Урок этой недели расскажет нам о человеке, который был намного моложе друзей Иова, о том, чьи слова действительно оказали важное влияние.

Встречайте Елиуя!

Таня Кисакова, Денвер, Колорадо, США

Доказательство

Иов. 33:13, 14; 34:10; 35:6–8; 36:7; 37:23, 24

Однажды женщина, проживавшая в Денвере, штат Колорадо, получила конверт, в котором лежала записка: «Если вы получили это письмо, значит, вам сегодня повезло. Пожалуйста, потратьте 40 долларов, чтобы сделать кому-нибудь приятное». В записке прилагались пять двадцатидолларовых купюр общей суммой в 100 долларов. Женщина оплатила свой обед, а оставшиеся деньги отдала кассиру, чтобы та смогла заплатить за обед для кого-то еще.

Некоторые незнакомцы действительно бывают милыми. Эти люди просто хотят кого-то порадовать. При этом они надеются, что их добрый поступок побудит других сделать что-нибудь приятное для кого-то еще.

На вопрос о том, знают ли они что-то о человеке по имени Елиуй, все мои друзья в церкви удивленно посмотрели на меня. Никто из них никогда раньше не слышал этого имени. Он был для них незнакомцем, и уж, конечно, не тем незнакомцем, что раздавал деньги. Елиуй был намного моложе Иова и его друзей и любил поговорить. Его речь в книге Иова занимает шесть глав. Он, безусловно, был крайне интересным незнакомцем, который оставил свой след в этой истории.

В Библии упоминание о Елиуе встречается в книге Иова с 32-й по 37-ю главы, хотя информации о нем практически нет. «Ранее в книге он не фигурирует и после окончания своей речи больше нигде не упоминается. Однако о его происхождении известно больше, чем о родословной любого другого героя этой истории. Елиуй — довольно распространенное еврейское имя, которое переводится как“Он — [мой] Бог“».

Вы когда-нибудь интересовались, кто написал книгу Иова? Многие сегодня считают ее автором Моисея. Он провел сорок лет в Мадиамской пустыне, и это позволило ему добавить в историю арабский колорит, что явно чувствуется на протяжении всей книги. Годы жизни Моисея в Египте также могут объяснить аллюзии на египетские реалии, встречающиеся в книге. Образ Бога как Творца и Защитника хорошо согласуется с рассказом о сотворении, сохранившимся в другой книге Моисея.

Елиуй любил поговорить. Его речь в книге занимает шесть глав. Имя «Елиуй» на греческом означает «Он — [мой] Бог» или «Мой Бог — Он». Он, безусловно, был крайне интересным незнакомцем, чья история оказала влияние на многих людей.

ДИСКУССИЯ

1. Назовите тех, кто оказал положительное влияние на вашу жизнь.

2. Как отважиться быть незнакомцем, который, не ожидая награды, помогает другим?

Дженни Монтано, Денвер, Колорадо, США

Слово

Иов. 35–37

Многие люди, читающие книгу Иова, надеются найти в ней причины страданий человечества или, по крайней мере, узнать, почему с хорошими людьми случается что-то плохое. Однако, начиная изучать эту книгу, они обнаруживают, что по большей части ее невозможно понять. Может быть, причина частично в том, что книга Иова рассказывает вовсе не о страданиях людей, а о том, Кто такой Бог и как мы можем стать к Нему ближе.

Кто согрешил? (Иов. 35–37; Ин. 9:2, 3)

Если и есть ответ на загадку, заданную Иовом, он заключается в следующем: хорошего человека «наказывают» силы, недоступные его пониманию. В Ин. 9:2 апостолы задают Иисусу довольно прямой вопрос о слепом человеке: «Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?».

Ответ Иисуса переключает наше внимание на духовную реальность, где идет великая борьба, и на земную реальность, где процветает грех. Его слова разбивают логические построения так называемой литературы мудрости прошлого и снова превращают историю Иова в то, чем она и должна была быть — разговором о Боге и о мотивах нашего служения Ему. Иисус так отвечает на вопрос учеников: «Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3).

Дело было так… (Иов. 1:6–12; 40:3)

В самом начале книги Сам Бог называет Иова праведным, несмотря на то, что позволяет сатане терзать его (см. Иов. 1:6–12). В конце истории Бог упрекает Иова в попытке обвинить Бога, чтобы оправдаться (см. Иов. 40:3). Затем Он награждает главного героя и гневается на трех друзей, которые не поняли его и несправедливо осудили. Это приговор еврейской дидактической литературе, которая была упрощенной и одномерной. Богословское воздействие этой литературы можно сравнить с применением кровопускания для того, чтобы исцелить от болезни. Ее авторам не дано было постичь Бога и все особенности Его провидения.

Рассерженный молодой человек? (Иов. 31:1–37:24)

Трудно понять Иова, не принимая во внимание роли Елиуя в диалогах друзей. С самого начала нам сообщается о верности Иова и Божьем испытании, посланном рукой его обвинителя. Здесь для читателя нет никаких секретов.

Затем перед нами разворачивается спор между Иовом и тремя его друзьями о ситуации, в которой оказался Иов. Это стандартный прием устной традиции, которая предшествовала письменной. Используя упрощенную логику, спорщики приходят к заключению, которое защищает Бога и осуждает Иова.

Иов чист и непорочен, но для полного понимания происходящего ему не хватает знаний о Боге. А Бог не торопится давать ответ. Вместо этого происходит счастливая развязка благодаря неожиданному вмешательству. Данный прием используется в древней драматургии для того, чтобы произвести на всех впечатление Божественной силой. В нашем случае за Бога в действительности говорит Елиуй.

Елиуй не был умудрен летами, поэтому авторитетность его заявления подтверждается его рвением говорить за Бога. По сути, Елиуй справедливо полагает, что в случае его ошибки Бог Сам разберется с ним. Вместо этого Бог позже осуждает трех друзей и фактически упрекает их в том же, в чем Елиуй упрекал Иова, — в попытке оправдать себя за счет признания неправым Бога.

Истинная мудрость (Иов. 36:17, 18)

Забавно, но именно Елиуй говорит Иову, что научит его мудрости. Он имеет в виду мудрость, приходящую с осознанием путей, которые Бог прокладывает к сердцу человека. Елиуй упоминает видения и сны, приходящие ночью (вспомните книгу пророка Иоиля). Он также говорит о боли и вражде — причине и следствии жизни, заставляющих нас обращаться к своему Спасителю. Елиуй размышляет о посреднической роли Господа, Который даже сейчас, согласно словам Павла, ходатайствует за нас на небе. И наконец, он обращается к небесам и надвигающейся буре как знаку присутствия Бога в Своем творении.

Вывод, к которому Елиуй подводит Иова, мы находим в Иов. 36:17, 18: «Но ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение близки. Да не поразит тебя гнев Божий наказанием! Большой выкуп не спасет тебя».

«Он должен прийти после меня» (Иов. 37)

Если вы намерены поставить под сомнение роль Елиуя как глашатая Бога, перечитайте главу 37. Она является переходом от богословских речей Елиуя к явлению Самого Бога, Который рассказывает о Своем творении. Начинает он с хвалебных слов Богу и буре и возвещает маленькой группе спорщиков о появлении Господа. Как всегда, простые человеческие доводы бледнеют в сравнении с реальностью в лице вечного Бога. Несомненно, страх Божий — это начало истинной мудрости. Познание Бога — ее конечная цель.

ДИСКУССИЯ

1. Почему Иову так трудно было понять Бога?

2. Почему Елиуй так долго молчал, прежде чем начать свою речь?

3. В конце книги Иова стало ли все после испытания так, как было раньше? Объясните свой ответ.

4. Хорошо ли желать больше узнать о Боге? Объясните свой ответ.

Линкольн И. Стид, Хейгерстаун, Мэриленд, США

Свидетельство

Иов. 34:7–37

«Сатана, породивший грех и все его последствия, убедил человека, что болезнь и смерть исходят от Бога как своевольное наказание за грех. В результате тот, на кого обрушивалось великое бедствие или скорбь, оказывался под дополнительным бременем, так как его почитали великим грешником…

Бог однажды уже дал урок, чтобы предостеречь их от этого. История Иова показала, что страдания исходят от сатаны, а Бог обращает их во благо. Но Израиль не понял этого наставления. Та же самая ошибка, за которую Бог порицал друзей Иова, повторялась иудеями, отвергающими Христа».

«В библейской истории имеется жизнеописание человека, против которого сатана вел безжалостную борьбу. Тот, Кто знает сердца, так говорит об Иове, патриархе из земли Уц: „Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла“. Против этого человека сатана выдвинул презрительное обвинение: „Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его… и все, что у него?.. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него… и коснись кости его и плоти его — благословит ли он Тебя?“. Господь ответил сатане: „Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги“.Таким образом, получив разрешение, сатана уничтожил все, что имел Иов, — стада и пастухов, слуг и служанок, сыновей и дочерей, и „поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его“ (Иов. 1:8–12; 2:5–7). И еще большая горечь переполнила чашу его потрясений — самые близкие друзья, видя в несчастьях только возмездие за грех, угнетали и без того подавленное и тягостное состояние Иова своими обвинениями».

Однако Иов не стал обвинять Бога. Он прекратил жаловаться и продолжил преданно служить Господу. Иов понял (и мы тоже должны это понять), что «бескорыстие — принцип Царства Божьего — ненавистно сатане, он отвергает само существование этого принципа. С самого начала великой борьбы дьявол старался доказать, что Божьи принципы эгоистичны, — сегодня он стремится обвинить в этом всех, кто служит Богу. Цель Христа и Его последователей заключается в том, чтобы опровергнуть ложные утверждения сатаны».

ДИСКУССИЯ

1. Если понимание Елиуем происхождения страданий было верным, что это может сказать нам о роли Иисуса как Того, Кто служил, страдая?

2. Почему, по вашему мнению, Моисей решил написать первой историю Иова?

3. С нетерпением ожидая исполнения Божьих обетований о небесах и вечности, как мы можем убедиться, что служим Богу не ради собственной выгоды?

Джессика Л. Коулмэн, Хейгерстаун, Мэриленд, США

Практика

Иов. 32:11–14; 37:5

В речи Елиуя содержится два урока для нас.

Прежде чем ответить, внимательно выслушайте человека, даже если вы не согласны с тем, что он говорит. Некоторые высказывают свое мнение до того, как это действительно понадобится. Другие слишком стеснительны и не могут сказать того, что нужно. А кто-то говорит, не обращая никакого внимания на реакцию слушателей.

Елиуй заговорил только тогда, когда всем остальным уже было нечего сказать. Он не был человеком стеснительным, и его слова оказали важное влияние на ситуацию. Его беспокойство за Иова очевидно, так как в Иов. 36:2 написано: «Потерпи немного — и я тебе поведаю, скажу и другое о Боге» (пер. РБО).

Однажды моя коллега по работе сказала мне: «Хизер, когда я осознала, какую пользу может принести моя способность слушать, я решила прилагать все свои усилия, чтобы действительно выслушивать человека. Я также хочу видеть реакцию людей. Я хочу понимать, что стоит за их словами. Мне хочется, чтобы люди видели, что я действительно их слушаю и проявляю интерес к тому, что они говорят. Обычно мы допускаем в разговоре три ошибки. Во-первых, мы начинаем говорить раньше, чем это необходимо. Во-вторых, мы слишком стесняемся сказать то, что нужно. И в-третьих, в разговоре мы не обращаем внимания на реакцию собеседника».

Уделяйте Богу больше внимания. Читая книгу Иова, мы замечаем, что три друга говорят Иову, что все происходящее — его вина и потому он должен исследовать свое сердце, чтобы понять, что плохого совершил.

Когда мы неправы или попадаем в нехорошую ситуацию, последнее, что мы жаждем услышать, это упреки. Мы только почувствуем себя еще более несчастными. Однако Елиуй решил привлечь все внимание к Богу: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие… Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда» (Иов. 34:10, 12).

«Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются» (Иов. 36:7).

Наш Бог есть Бог любящий. «Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо» (Иов. 36:26).

Да, мы будем совершать ошибки. Другие люди будут причинять нам боль, и в жизни будут происходить несчастные случаи. Так что же нам делать? Обратите все свое внимание на Господа!

ДИСКУССИЯ

1. Как связаны между собой способность выслушать человека и возможность повлиять на него?

2. Почему для нашей повседневной жизни и отношений с другими людьми так важно сосредоточить все свое внимание на Боге?

Хезер Миллер, Денвер, Колорадо, США

Мнение

Иов. 32:2, 3; Иов. 33

Мне никогда не нравился Елиуй. Он — дерзкий болтливый хвастун. Но больше всего меня раздражает, что в конце книги троих друзей Иова поставили на место, а Елиуя — нет. Божий гнев на друзей разгорелся из-за того, что они не говорили о Боге правды так, как Иов. И мне интересно, какая разница, с Божьей точки зрения, между словами этой троицы и речью Елиуя? Неужели он говорит о Боге правду?

Что касается понимания причины постигших Иова несчастий, трое друзей и Елиуй не так уж и отличаются друг от друга. Друзья твердят: «Вот доля человеку беззаконному от Бога» (Иов. 27:13). Елиуй заявляет, что Бог «по делам человека поступает с ним и по путям мужа воздает ему» (Иов. 34:11). Все четверо высказывают предположение, что Иов виновен и заслуживает наказания.

Друзья отмечают, что Бог «причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5:18). Об этом же говорит и Елиуй: «Или недугом вразумляет человека на ложе, болью непрестанной в теле» (Иов. 33:19, пер. ИПБ). Все четверо намекают, что Бог — источник всего плохого, что происходит с Его народом.

И в своем отношении к страданию трое друзей и Елиуй похожи. Друзья со всем пылом обвиняют Иова в предполагаемом нравственном падении (см. Иов.11:6, 14; 15:4, 6; 22:49), то же делает и Елиуй (Иов. 36:17, 19). И снова все четверо говорят о том, что Иову следует спрятать свою гордость подальше и, умоляя о прощении, без вопросов смириться со своей участью.

Так в чем же разница между обличительными речами троих друзей Иова и словами Елиуя? Ведь эта разница побудила Бога сделать друзьям выговор, но ничего не сказать Елиую. Возможно ли, что отличие заключается не в том, что сказано, а в том, почему это сказано? Друзей Иова спровоцировала критика Иовом их мировоззрений (см. Иов. 11:3; 20:1, 2). Но давайте посмотрим, в чем причина гнева Елиуя: «Разгневался… за то, что… возложили вину на Бога» (Иов. 32:3, пер. ИПБ). Он думал, что Иов «считал правым себя, а не Бога» (Иов. 32:2, пер. РБО).

Возможно, Елиуй в своей речи говорит нам о том, что Бога больше заботят наши отношения с Ним, а не наши богословские взгляды и что Он даже может иногда закрывать глаза на ошибки того, кто гневается, защищая своего Бога.

ДИСКУССИЯ

Вспомните других библейских героев, которые, несмотря на ошибочное понимание Бога или неправедное поведение, были помилованы Господом благодаря своей преданности Ему.

Джой Кассано Коулмэн, Елктон, Мэриленд, США

Исследование

Иов. 32:6–9; 34:10, 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В комнате, полной самых разных людей, разных по возрасту, культуре и пережитому опыту, кто будет самым мудрым? Те, кто дольше всех живет? Те, кто больше всех страдал? Или те, кто черпает мудрость из небесного источника знаний? Возраст человека не всегда определяет его знания или мудрость. В этом уроке мы узнали о решимости Елиуя признать Бога величайшим источником мудрости и знаний. Юный возраст Елиуя не помешал ему искать ответы у Бога. И, несмотря на свою молодость, он преподал Иову и его сомневающимся друзьям важный урок: в поиске истинной мудрости обращайтесь только к Богу (см. Иов. 32:6–9).

ЗАДАНИЯ

Спойте на богослужении песню и поделитесь своими взглядами на тайны Божественного творения (см. Иов. 36:22–26) и Его мудрости.

Посетите урок детской субботней школы. Расскажите детям, что вы узнали от Елиуя и Иова, и спросите их, что они знают о нашем любящем Боге. Пусть их детские мнения помогут вам научиться доверять Богу.

Сходите с друзьями в парк. Во время прогулки восхищайтесь чудесами природы, созданной Богом для нас. Природа — это свод Божественной мудрости.

Придумайте программу для молодежи и наставников, целью которой будет беседа о Божьей мудрости. Прочитайте Иов. 36, 37 и Притч. 2:1–22. Назовите источник истинной мудрости. Что нужно сделать, чтобы нас считали мудрыми?

Сравните «истинную мудрость» Божью и человеческое определение земной «мудрости». Составьте список сравнений. Как можно изменить свое мировоззрение, чтобы желание обрести Божественную мудрость стало для нас жизненной необходимостью? Прочитайте историю из жизни Соломона в 3 Цар. 4:29–34.

Опросите членов своей общины или коллег по работе о том, как они понимают слово «мудрость». Задайте им вопрос: «Какие отличительные черты мудрого человека вы можете назвать?». После этого сравните полученные ответы с описанием мудрости, приведенным Елиуем по отношению к всемогущему Богу.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Иов. 37:14–24.

Э. Уайт. Вести для молодежи, гл. 19 «Сила характера приобретается в борьбе», с. 78–80.

Стефани Ямнюк, Виннипег, Манитоба, Канада