Урок 13. 
17–23 декабря. Характер Иова


"Книга Иова" - пособие по изучения Библии в субботней школе на IV квартал 2016

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ IV квартал 2016 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Иов. 1:1, 8; 29:8–17; 31:1–23; Исх. 20:17; Мф. 7:22–27; 5:16; Еф. 3:10.

Памятный стих:

«Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22).

Среди прочих тем, затронутых в книге Иова, мы не должны упускать из виду личность самого Иова. Кем был этот человек, которому Господь доверял настолько, что ручался за его верность и честность перед дьяволом? Кем был этот человек, который не понимал происходящего, негодовал на постигшую его несправедливость, выражал свой гнев и разочарование и все же остался верным до самого конца?

Хотя основная часть книги описывает состояние Иова после нагрянувших бедствий, повествование содержит сведения о жизни Иова до случившегося. И то, что мы узнаем о прошлом Иова и его личностных характеристиках, дает нам более глубокое понимание того, почему Иов остался верным Господу, несмотря на выпавшие на его долю страдания и попытки сатаны настроить его против Бога.

Каким человеком был Иов и как пример его жизни может помочь нам сохранять верность Господу в нашей жизни?

Прочитайте Иов. 1:1 и Иов. 1:8. Что эти стихи говорят о характере Иова?

Хотя Иову говорили, что он, должно быть, в чем-то согрешил и тем самым навлек на себя бедствия, в действительности все было наоборот. Именно его добродетельность и верность сделали его особой мишенью сатаны.

Насколько добродетельным и верным он был? Во-первых, текст говорит нам, что он был «непорочным». Это слово не означает, что Иов был таким же «безгрешным», как Иисус. Оно указывает на целостный характер личности, честность и искренность. «Непорочный» в Божьих глазах человек — это человек, который достиг того уровня личностного развития, которого ожидают от него Небеса в тот или иной момент времени. Еврейское слово там, означающее «непорочный», соответствует греческому слову телейос, которое в Новом Завете часто переводится как «совершенный», но ближе по смыслу к определению «зрелый» (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 499). Последующий опыт Иова показал, что он не достиг зрелости характера. Будучи верным и справедливым, он продолжал возрастать.

Во-вторых, в тексте говорится, что он был «справедливым». Это слово означает «прямой», «честный» и «правильный». Иов жил так, что подходил под определение «хорошего гражданина».

В-третьих, текст говорит, что он был «богобоязненным». Хотя Ветхий Завет изображает «богобоязненность» как одно из качеств верного израильтянина, в Новом Завете эта фраза характеризует язычников, которые верой и правдой служили Богу Израиля (см. Деян. 10:2, 22).

Наконец, Иов «удалялся от зла», или избегал зла. Эта характеристика Иова была подтверждена Самим Господом в разговоре с сатаной: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов. 1:8).

Иов был человеком Божьим, чья вера проявлялась в образе жизни; и он действительно свидетельствовал «для Ангелов и человеков» (1 Кор. 4:9) о том, каким может быть человек во Христе.

Если бы книга Иова была про вас, что было бы написано на месте пропусков? 

«Был(а) __________________________________ в земле _____________________________ , который(ая) был(а) _________________________ , _______________________ , _____________________ Бога и __________________ зла».

Пытаясь пережить постигшее его бедствие, Иов думал о своей прошлой жизни, которая складывалась как нельзя лучше. О своих прошлых днях Иов сказал: «Пути мои обливались молоком» (Иов. 29:6).

Прежние месяцы и дни Иов характеризует как время, когда Бог хранил его (см. Иов. 29:2). Еврейское слово, переведенное как «хранить», образовано от слова, которое часто встречается в Ветхом Завете, когда речь заходит о Божьей защите Его народа (см. Пс. 90:11; Числ. 6:24). Вне всякого сомнения, у Иова была хорошая жизнь. Важно также то, что он сам оценивал свою жизнь как хорошую.

Прочитайте Иов. 29:8–17. Как другие люди относились к Иову? Как он относился к тем, кто находился в бедственном положении?

Эти стихи показывают, каким уважением пользовался Иов. Фраза «на площади ставил седалище свое» (Иов. 29:7) указывает на элемент местного самоуправления, в котором Иов, очевидно, принимал участие. Такое право, как правило, предоставлялось старшим по возрасту и уважаемым членам общества, к числу которых, безусловно, принадлежал Иов.

Но мы видим, что и «простой люд» любил и уважал его. Бедные, погибающие, вдовы, сироты, хромые и слепые — все получали от Иова помощь и утешение.

«Бог в Своем Слове представил процветающего человека, чья жизнь была в высшем смысле успешной, человека, которого прославляли небо и земля» (Э. Уайт. Воспитание, с. 142).

Эти и другие стихи (как мы увидим позже) показывают нам, почему Иов был успешным во всех отношениях человеком в глазах Бога и людей.

Легко быть любезным и уважительным по отношению к богатым, влиятельным и знаменитым людям. Как вы относитесь к тем, кому нечего вам предложить?

На основании приведенных ниже стихов может сложиться ощущение, что Иов хвалится, выставляет напоказ свою святость, добродетельность и хорошее поведение. Подобное отношение Библия, безусловно, осуждает (см. Мф. 23). Но здесь другая ситуация. Важно помнить контекст: Иову сказали, что причиной его страданий является его прошлая изрядно порочная жизнь. Между тем Иов знает, что это неправда и он не заслужил такой горькой участи. Поэтому он тратит время на рассказ о себе и своей прошлой жизни.

Прочитайте Иов. 31:1–23. Что еще говорит Иов о том, как он жил до бедствий?

Заметьте также, что Иов говорит не только о своих внешних действиях. Слова «сердце мое следовало за глазами моими» (Иов. 31:7) показывают, что Иов понимал глубинный смысл святости и праведности, а также основополагающие принципы Закона Божьего. По-видимому, Иов знал, что состояние нашего сердца и ума волнует Бога не меньше, чем наши действия (см. 1 Цар. 16:7; Исх. 20:17; Мф 5:28). Иов знал, что неправильно не только прелюбодействовать с чужой женщиной, но и желать ее. (Еще одно подтверждение того факта, что знание истинного Бога существовало еще до того, как Господь призвал израильтян быть Его народом завета и свидетельствовать о Нем.)

Прочитайте Иов. 31:13–15. Почему эти слова так важны?

Здесь Иов показывает прогрессивное для своего времени понимание идеи равенства всех людей. Древний мир не был местом, где люди были равны в своих правах. Отдельные группы людей считали себя более значимыми и превосходящими другие группы и, не задумываясь, попирали основные права и достоинства других. Однако здесь Иов показывает удивительное понимание естественных прав каждого человека, обусловленных фактом его сотворения Богом. В определенных вопросах Иов был на шаг впереди не только своего времени, но и нашего.

Прочитайте Иов. 31:24–34. Что еще мы узнаем об Иове?

Неудивительно, что Господь именно так отозвался о жизни и характере Иова. Это был человек, который жил в соответствии со своей верой. Его дела указывали на его близкие отношения с Богом. Это, безусловно, делало его стенания более горькими, а доводы его друзей — менее убедительными. «Почему все это постигло меня?» — недоумевал Иов.

Но есть более глубокий и важный урок, который мы можем извлечь из верной и послушной жизни Иова. Жизнь, которой он жил в прошлом, напрямую обусловила его реакцию на бедствия, которые выпали позже на его долю. То, что Иов отказался «похулить Бога и умереть» (Иов. 2:9), не было проявлением силы воли или удачным стечением обстоятельств. Нет, это произошло потому, что долгие годы верности и послушания Богу выработали веру и сформировали характер, а это позволило ему доверять Господу несмотря ни на что.

Прочитайте Мф. 7:22–27. Какое объяснение верности Иова мы находим в этих стихах?

Главная победа Иова стала возможна благодаря его меньшим победам в прошлом (см. также Лк. 16:10). Твердое и бескомпромиссное следование истине сделало Иова тем, кем он был. Книга Иова указывает на роль дел в жизни веры, о которой писал в своем послании Иаков: «Видишь ли, что вера содействовала делам его [Авраама] и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22). Какой важный принцип христианской жизни раскрывается в этом тексте! Мы видим, что этот принцип сыграл важную роль в истории Иова. Иов был сотворен из плоти и костей, как и все мы; тем не менее по милости Божьей и благодаря собственным ревностным усилиям он прожил жизнь послушания Богу.

Какое решение нам нужно принять, чтобы жить столь же верно, как жил Иов?

Ранее в книге Иова в споре главных героев Елифаз Феманитянин сказал Иову: «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода от того, что ты содержишь пути твои в непорочности?» (Иов. 22:3). Вопрос звучит иронично, если учесть наше знание того, что произошло до этого на небесах. Да, Богу доставляет удовольствие праведная жизнь Иова, и Он получает выгоду от того, что тот живет непорочно. Это утверждение верно применительно ко всем тем, кто претендует называться последователем Господа.

Прочитайте Мф. 5:16. Как эти слова помогают ответить на вопрос, который Елифаз задал Иову?

Первостепенным вопросом в книге Иова был следующий: останется ли Иов верным? Сатана сказал, что нет; Бог сказал, что да. Следовательно, верность Иова, несомненно, давала Богу преимущество, по крайней мере в данном споре с сатаной.

Но эта история является всего лишь иллюстрацией общего принципа. Весть первого ангела призывает нас «воздать славу» Богу (Откр. 14:7), и Иисус объяснил в Мф. 5:16, что мы можем прославить Бога нашими добрыми делами. Это то, что делал Иов; это то, что также можем делать и мы.

Прочитайте Еф. 3:10. Как выраженный здесь принцип раскрывается в книге Иова?

В этом стихе и в книге Иова мы видим подтверждение того, что Бог работает в жизни Своих последователей, чтобы изменить их в подобие Своего собственного образа ради Своей славы. «Образ Божий должен быть восстановлен в человечестве, а прославляет Бога и Христа совершенство характера детей Божьих» (Э. Уайт. Желание веков, с. 671). Жизнь Иова была примером действия этого принципа, хотя Иов жил много тысяч лет назад. Дети Божьи в любом возрасте имеют преимущество прожить свою жизнь таким же образом.

Что в вашей жизни прославляет Бога? Что ваш ответ говорит вам о самих себе, вашей жизни и необходимости перемен в ней?

Протестантская Реформация заново провозгласила великую истину о спасении по вере. Эта истина впервые прозвучала еще в Эдеме (см. Быт. 3:15), затем нашла более полное выражение в жизни Авраама (см. Быт. 15:6; Рим. 4:3), прежде чем была последовательно раскрыта в посланиях Павла.

Спасение верой всегда включало в себя работу Святого Духа в жизни верующего не как средство спасения, но как его выражение. В жизни и характере Иова мы находим замечательный пример такой работы. Богословы иногда называют ее «освящением». В Писании ей придается огромное значение. Неслучайно нам дано повеление стремиться к «святости, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).

Основной смысл освящения — это «отделение чего-то для святого использования». Эта идея просматривается, когда Господь говорит Своему народу завета: «Святы будьте, ибо свят Я, Господь, Бог ваш» (Лев. 19:2). Хотя сам термин и идея по-разному трактуются в Ветхом и Новом Завете, каждый раз речь идет о том, что Бог совершает в нас. Этот процесс можно рассматривать как нравственное возрастание в благочестии. Это «прогрессирующий процесс нравственных изменений, совершаемых силой Святого Духа в сотрудничестве с человеческой волей» (Настольная книга по теологии, Библейский комментарий АСД, т. 12. Заокский: Источник жизни, 2010. С. 222).

Хотя только Бог может совершить в нас эту работу, мы не принуждаемы к освящению, равно как и к оправданию. Мы вручаем самих себя Господу, и тот же самый Господь, Который оправдывает нас по вере, освящает нас, уподобляя нас Богу в той степени, в какой это возможно здесь, на земле. Подобная работа была проделана с Иовом. Павел пишет: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Эллен Уайт пишет: «Христос — наш пример, совершенный и святой, Который нам дан, чтобы мы следовали за Ним. Мы никогда не можем быть равны примеру, но можем подражать и отражать Его в соответствии с нашими возможностями» (Дабы мне познать Его, с. 265).

Вопросы для обсуждения:

1. Каким образом мы можем содействовать Божьей работе в нас? Мы знаем, что только Бог может изменить сердце, но нам позволено сотрудничать с Ним. С чем можно сравнить это сотрудничество? Как оно проявляется?

2. В Кол. 2:6 говорится: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем». Как эти слова помогают нам понять, что значит жить в вере и послушании?

3. Как мы — каждый из нас в отдельности и церковь в целом — можем прославлять Господа перед людьми и ангелами?