СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 1. 31 декабря — 6 января. Святой Дух и Откровение

"Дух и духовность" - пособие по изучения Библии для молодежи на I квартал 2017 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ I квартал 2017 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16, 17).

Вступление

Мк. 1:9–11; Ин. 1:32

Негромко звучала мелодия гимна «Приди к нам, Дух Святой». Органист играл, не мешая молящимся пребывать в тихом размышлении. Мы, работники университета, собрались здесь перед началом нового учебного года, чтобы попросить Бога о Его руководстве. Тихий шелест крыльев заставил меня поднять голову, и я увидела голубя, залетевшего в отрытую дверь храма и приземлившегося на провод над сценой, где размещался орган. Отдохнув немного, птица бесшумно полетела в конец зала, сделала круг и снова вернулась к месту своего отдыха — алтарю. Я сделала знак находившемуся неподалеку фотографу, чтобы он запечатлел этот момент. Позже он поделился своим впечатлением. По его мнению, голубя выпустили специально, так как вряд ли какая-либо птица, а тем более голубь, залетела бы в храм в момент исполнения именно этого гимна. В таком случае это было бы чем-то сверхъестественным, особенно учитывая, что голубь символизирует Святого Духа (см. Мф. 3:16; Мк. 1:9, 10; Ин. 1:32, 33).

Этот эпизод напомнил мне о событиях, произошедших в день Пятидесятницы (см. Деян. 2:1–4), когда 120 учеников собрались в верхней горнице и Святой Дух сошел на них в виде разделяющихся языков пламени. Может ли быть так, что голубь стал символом присутствия Духа Святого и одобрения наших слабых усилий, обращенных к Богу с просьбой наполнить нас Его присутствием и наставить в праведности, чтобы мы могли общаться с впечатлительными умами своих студентов и своим влиянием указывать им на Царство Божье?

Мы наблюдаем присутствие Святого Духа во время Творения (см. Быт. 1:2). Он обладает всеми качествами Бога: Он — вездесущий (см. Пс. 138:7), всеведущий (см. Ис. 40:13; 1 Кор. 2:10, 11) и всемогущий (см. Зах. 4:6; Рим. 15:19). Его влияние испытали на себе авторы Священного Писания (см. 2 Тим. 3:16; 2 Петр. 1:21). Оставляя Своих опечаленных учеников, Христос велел им ожидать сошествия Святого Духа, Утешителя, Который должен был прийти, чтобы пребывать с ними (см. Ин. 14:5–17). Он ходатайствует за нас (см. Рим. 8:26–28). Мы можем быть уверены — Он направит нас к полной истине (см. Ин. 16:13, РБО). Утешитель станет ходатаем для всех верующих, научит нас всякой правде и исполнит силы, если только мы согласимся и позволим Ему пребывать в нас.

Помня о том, что говорит Писание о работе, совершаемой Святым Духом, помолитесь, чтобы Он сошел и в ваше сердце.

Беверли Хенри, Мандевилль, Ямайка, Вест-Индия

Слово

2 Цар. 23:2; Иез. 3:24; 37:1–14; Мих. 3:8; Ин. 16:13; 17:17; 20:21, 22; Деян. 1:4, 5, 8; 2:4, 41; 1 Кор. 2:10–14; 2 Тим. 3:16; 2 Петр. 1:19–21

В каком-то смысле Святой Дух является «начальником и совершителем» Слова. Его участие проявляется в создании богодухновенных строк, способных изменить жизнь, в прочтении их и даровании силы для провозглашения Слова.

Роль Духа Святого в написании Слова (2 Цар. 23:2; Иез. 3:24; Деян. 1:16; 2 Тим. 3:16; 2 Петр. 1:21)

Все Писание богодухновенно (см. 2 Тим. 3:16). Слова, произносимые пророками, имеют не человеческое происхождение, так как «люди говорили то, что исходило от Бога, и их побуждал Святой Дух» (2 Петр. 1:21, РБО). Пророки, получавшие от Бога вести, которые должны были стать Словом Божьим, были водимы Святым Духом.

Увидеть роль Духа Святого в написании Слова Божьего можно благодаря описанию пророками того, как они получали Божью весть. Еврейское слово, переведенное как «было» (англ. «came» — пришло) в выражении «слово Господа, которое пришло» (Иер. 1:2, 4, 11, 13; Иез. 1:3; Ос. 1:1; Иоиль 1:1; Ион. 1:1; Мих. 1:1; Соф. 1:1; Зах. 1:1), означает «быть» или «становиться». Идея передачи слова Господа Его вестнику заключается не в описании пророками своего опыта встречи с Богом. Слово от Бога, так сказать, «приходит» к ним.

Что бы это ни означало, речь, похоже, идет о некой необъяснимой встрече пророка и Святого Духа. Слова Иезекииля дают более подходящее представление о том, как может происходить этот процесс: «И вошел в меня дух» (Иез. 3:24). Михей же говорит следующее о своем пророческом служении: «А я преисполнен силой — духом Господним» (Мих 3:8, РБО). Давид идет еще дальше, заявляя: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Спустя более тысячи лет, в день Пятидесятницы, Петр сказал о Писании, что «в Писании Святой Дух устами Давида предсказал» (Деян. 1:16, РБО).

Роль Святого Духа при чтении Слова (Ин. 16:13; 1 Кор. 2:10–14)

Тот же самый Святой Дух, Который руководил вдохновленными Им авторами при создании Слова Божьего, направляет того, кто искренно ищет Бога, читая Его Слово. Иисус называет Святого Духа «Духом истины» (см. Ин. 14:17; 15:26; 16:13), утверждая, что, когда Дух Святой придет, Он «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). Таким образом, мы ясно видим, что именно Святой Дух помогает верующим понять волю Божью, выраженную в Его Слове.

Бог открывает нам Свою волю через Своего Духа: «А нам Бог открыл эту мудрость Своим Духом. Потому что Дух исследует все, даже бездны самого Божества» (1 Кор. 2:10, РБО). Так как только Дух Божий знает помыслы Божьи (1 Кор. 2:11, РБО), Бог послал нам Его, чтобы мы познали «то, что нам даровано Богом» (1 Кор. 2:12, РБО) в Его Слове. Эта роль, выполняемая Святым Духом, подчеркивается в утверждении о том, что «человек недуховный не в силах принять то, что от Духа Божия», потому что это «познается только духовно» (1 Кор. 2:14, ИПБ). Другими словами, без Духа Божьего понять и принять Божье Слово невозможно.

Роль Святого Духа в преобразовании и возрождении, возможных благодаря Слову (Иез. 37:1–14; Ин. 17:17)

Все Писание «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16) и затрагивает, таким образом, все аспекты духовного роста. Молитва Иисуса, возносимая Отцу за учеников: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17), не только подтверждает, что Слово Божье является истиной, но и говорит о его освящающей функции.

Крайне важную роль, которую Святой Дух играет в преобразовании и возрождении через Слово, ясно описывает Иезекииль в своем напоминающем притчу видении о сухих костях, символизирующих Божий народ (см. Иез. 37:1–14). Даже после того, как Иезекииль произнес пророчество, обратившись к костям, и они стали сближаться и покрываться плотью, эти кости все еще не были живыми (см. Иез. 37:7, 8). Только когда Иезекииль, следуя Божьей воле, сказал духу войти в кости, они ожили (см. Иез. 37:9, 10). Еврейское слово, переведенное здесь как «дыхание», — это тот же самый руах (ruach), используемый в Быт. 1:2 для обозначения Духа Божьего. Пророческие слова, исходящие от Бога и произнесенные Иезекиилем, привели всего лишь к появлению бездыханных тел. Также и богодухновенное Слово не приведет к преобразованию и возрождению, пока Дух (руах/ruach), Который вдохновлял записывающих это Слово, не поможет читающим понять его.

Роль Святого Духа в провозглашении Слова (Ин. 20:21, 22; Деян. 1:4, 5, 8)

Два поступка Иисуса, совершенные Им после воскресения, раскрывают важную задачу, которую выполняет Святой Дух, чтобы помочь верующим успешно провозглашать Слово Божье. Он повелел ученикам в течение нескольких дней оставаться в Иерусалиме, пока они не будут крещены Святым Духом (см. Деян. 1:4, 5) и не исполнятся Его силой (см. Деян. 1:8). Кроме того, поручив Своим несмелым последователям проповедовать весть Евангелия, Он немедленно дарует им Святого Духа (см. Ин. 20:21, 22). Обетование о Святом Духе, Который должен наделить учеников силой для успешной проповеди Слова, было исполнено в день Пятидесятницы: «Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках — так, как им было дано Духом» (Деян. 2:4, РБО). В тот день крестилось около трех тысяч человек (см. Деян. 2:41).

ДИСКССИЯ

Почему при изучении Слова так важно обращаться за помощью к Святому Духу?

Каким образом осознание роли Духа Святого в событиях Пятидесятницы поможет нам приготовиться к позднему дождю?

Орландо Монкриф, Бергенфилд, Нью-Джерси, США

Свидетельство

2 Тим. 3:16, 17; 2 Петр. 1:19–21

В Писании содержится все, что нам необходимо знать для спасения, и Святой Дух просвещает наш разум и преобразует жизнь, чтобы привести их в согласие с Божьей волей. Эллен Уайт пишет: «В Слове есть истины, которые, подобно жилам драгоценной руды, сокрыты под поверхностью. Чтобы найти скрытое сокровище, нужно искать его, подобно тому как старатель ищет золото и серебро. Доказательство истинности Слова Божьего содержится в самом Слове… Глубокий смысл истин Слова Божьего открывается нам посредством Его Духа».

«Мы слышим, как ветер шумит в кронах деревьев… но сам ветер невидим, и никто из людей не знает, откуда он приходит и куда уходит. Вот так же влияет на нас Святой Дух, изменяя сердца. Уловить его путь так же трудно, как движение ветра… Мало-помалу человек испытывает влияние, источник которого может и не осознавать, но оно направляет его ко Христу. Это происходит, когда мы размышляем о Христе, читаем Писания или слушаем проповедника. И однажды, когда призыв Духа становится ясно различим, душа радостно подчиняется Иисусу».

«Хотя ветер невозможно увидеть, результаты его действия видны и ощутимы. Так и работа Духа над сердцем открывается в каждом поступке того, кто испытал на себе эту спасительную силу. Когда Дух Божий овладевает сердцем, Он преображает жизнь. Исчезают греховные помышления, человек перестает совершать злые поступки… Печаль сменяется радостью, лицо человека просветляется, отражая небесный свет».

ДИСКУССИЯ

Как мне убедиться в водительстве Святого Духа, даже когда я подавлен и расстроен, когда не нахожу радости в изучении Слова Божьего?

Позволяю ли я Святому Духу совершать Свою работу в моей жизни, если в моем доме постоянно царит дух разногласий и ожесточения?

Как мне, представителю молодого поколения, в жизни которого сегодня столько всего привлекательного, помочь своим друзьям сосредоточиться на последовательном изучении Библии? Как помочь им обрести радость подчинения своей жизни водительству Святого Духа?

Кэрол Джой Файдер, Мандевилль, Ямайка, Вест-Индия

Доказательство

2 Петр. 1:19–21

На страницах Священного Писания пророки Божьи называли Господа источником тех вестей, с которыми они обращались к Его народу. Такие выражения, как «так говорит Господь» (Исх. 4:22), «Дух Господень говорит во мне» (2 Цар. 23:2) и «было мне слово Господа» (Иер. 2:1, РБО), указывают на Того, Кто является отправителем вести. Бог передавал Свои слова пророкам через сны и видения либо запечатлевал Свои мысли и идеи в их разуме силой Святого Духа. В библейские времена обычным способом общения с Богом были сон или видение, согласно Числ. 12:6: «Если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним».

Откровение является богодухновенным. Пророк получает от Бога откровение, находясь под влиянием Святого Духа. Это подтверждает апостол Петр: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить [epiloosis] самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр. 1:20, 21). Греческое слово, переведенное как «движимые», также означает «нести» или «выносить». Таким образом, святые люди Божьи говорили, будучи «носимыми Святым Духом». Однако весть, передаваемая пророком, сообщается человеческим языком, согласно культуре, к которой этот пророк принадлежит, его образованию и стилю выражения мыслей. Поэтому, читая Писание, можно определить личности множества его составителей. Следует также заметить, что вдохновение не отменяет участия пророка в получении вести. Святой Дух помогает и в процессе передачи вести — в подборе слов и способе их сообщения.

Некоторые богословы считают, что инспирация является полной или буквальной. Это предполагает, что все или большая часть того, что написали пророки, было передано Богом слово в слово. Однако в таком случае личности библейских авторов были бы не столь узнаваемы и очевидны. Все доказательства указывают на то, что вдохновение было скорее на уровне мысли, а не слова.

ДИСКУССИЯ

Какую цель мог преследовать Бог, выбирая для передачи Своей вести таких разных по способностям людей?

Разве дело Божье не продвигалось бы успешней, если бы Он призвал более образованных людей, таких, например, как апостол Павел?

Какие еще трудности могут возникнуть, если считать, что богодухновенность Писания была полной (слово в слово?)

Роберт Райт, Мандевилль, Ямайка, Вест-Индия

Практика

Мф. 12:31–33; Рим. 8:2

Мальчик наблюдал, как Микеланджело создавал из куска мрамора статую Давида. Когда скульптор завершал свою работу, мальчик с удивлением спросил: «Как ты узнал, что он был там?» Совершенно ясно, что этот образ был запечатлен в сознании скульптора. Точно так же Святой Дух видит скрытого праведника в каждом грешнике, потому что Бог сотворил нас по Своему образу. Для того чтобы иметь правильные отношения со Святым Духом, мы можем делать следующее:

Учиться слышать Его голос. Внимательно прислушивайтесь к тому, что подсказывает вам Святой Дух. Он говорит, как и когда обращаться к Писанию, и мягко побуждает нас «слушаться и верить».

Прилежно исследовать Священное Писание. Святой Дух вдохновлял библейских авторов записывать те вести, которые Он использует для преобразования нашего характера, неважно, читаем ли мы их, слышим или воспринимаем на ощупь, пользуясь методом Брайля. Эти уроки нужны нам для того, чтобы измениться и стать подобными Христу.

С молитвой подчиняться водительству Святого Духа. Он ведет нас к всякой истине (см. Ин. 16:13), а Тот, Кто есть Истина, Иисус, освобождает нас от бремени и уз греха (см. Ин. 8:32). Мы признаем свою вину, а Он заботится о нашем прощении. Именно Христос есть Первый и Последний «Истина», «Путь» и «Жизнь», потому что никто не приходит к Отцу «как только через Меня», говорит Он (см. Ин. 14:6). И Отец принимает искупление Христом наших грехов. Мы оправданы и объявлены праведными благодаря удивительной Божьей благодати (см. Еф. 2:8–10). Праведность Христа вменяется нам.

Благодарить Утешителя. Святой Дух помог нам принять Христа. Он помогает нам начать жизнь с чистого листа и сохранять ее незапятнанной. Этот процесс называется освящением. Подобно тому, как антивирусная программа уничтожает вирусы, заражающие наш компьютер, смерть Христа является удивительным «антивирусом», который разбирается с проблемой греха раз и навсегда (см. Ин. 3:16). Он оправдывает нас. Кроме того, антивирусная программа регулярно «производит осмотр» компьютера, выявляя и сводя на нет любые новые вирусные атаки. Так же поступает и Дух: это называется освящением. Святой Дух помогает нам оставаться незапятнанными грехом. Он способствует рождению в нас «плода Духа» и наделяет нас дарами. Поэтому мы каждый день радуемся тому, что еще один Утешитель будет пребывать с нами вечно (см. Ин. 14:16, 17).

Мы будем приятно удивлены, осознав, что благодаря работе Духа стали подобны Христу.

ДИСКУССИЯ

Расскажите о преимуществах, которые мы получаем, учась слышать голос Святого Духа.

Какую пользу принесет нам подчинение водительству Духа?

Чем может нам помочь выражение своей благодарности Утешителю?

Почему мы должны радоваться присутствию в своей жизни Утешителя и Его дарам?

Патрик Джордж Смит и Даниэто Мюррей, Мандевилль, Ямайка, Вест-Индия

Мнение

2 Тим. 3:16, 17

Слово Божье богодухновенно и своим появлением обязано Святому Духу. Бог вдохновлял людей, пробуждая способности пророков, чтобы они записывали на своем языке, учитывая свою культуру и ситуацию, то, что Он им передавал. Бог не диктовал пророкам слова Писания.

Каково происхождение слова «вдохновение» в 2 Тим. 3:16, 17? Аналогом ему является греческое слово theopneustos, означающее «Бог вдохнул».

Таким образом, инспирация (вдохновение) — это процесс, с помощью которого Бог передает Свои вечные истины. Эти откровения были запечатлены человеческим языком со всеми его ограничениями и несовершенствами, но, тем не менее, остались Божьим свидетельством. Богодухновенными являются именно мысли, которые Бог передает людям, а не человеческий язык, с помощью которого их выражают. Истинное вдохновение не уничтожает индивидуальность пророка, его разум, целостность и личность. Библейские авторы передавали Божественные повеления, мысли и идеи своим собственным слогом и языком. Благодаря этому язык книг Библии является таким разнообразным и отражает образованность писавших и культуру, в которой они жили.

Дух Божий присутствовал в мире с самого начала. Когда Бог творил землю, Святой Дух был тесно вовлечен в процесс: «носился над водою» (Быт. 1:2). Он явил Себя во время крещения Иисуса (см. Ин. 1:32, 33). Иисус обещал Своим ученикам, что пошлет им Утешителя, Духа Святого, и доказательством этому стало излитие Духа в день Пятидесятницы (см. Деян. 2:1–4).

Бог сообщает Свою волю с помощью Святого Духа. Во время Своего пребывания на земле Иисус не мог находиться в разных местах одновременно. Он предпочел отказаться от такого Своего качества, как вездесущесть, и потому смог быть с нами как человек. По этой причине Ему необходимо было вернуться на небо, чтобы послать Утешителя во всей Его полноте (см. Ин. 16:7–13). Святой Дух обладает всеми качествами Бога.

По отношению к Писанию библейские авторы использовали такие словосочетания, как «святые писания» (Рим. 1:2), «священные писания» (2 Тим. 3:15) и «Слово Божье» (Рим. 3:2; Евр. 5:12). Слово писание происходит от греческого слова graphe, что означает «писать». Таким образом, лучше понять это слово помогает определение: «Все “написанное”, что вдохновлено Богом, полезно». Ни во времена Иисуса, ни при апостоле Павле Нового Завета еще не существовало. Поэтому Святой Дух является вдохновителем и Ветхого, и Нового Завета.

ДИСКУССИЯ

Как Святой Дух обозначен в первых книгах Писания?

Что означает слово писание и как еще Писание называли раньше?

Почему Иисусу необходимо было вернуться к Своему Отцу на небо?

Ньютон Клегхорн, Мандевилль, Ямайка, Вест-Индия

Исследование

Ин. 20:21, 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Примите Духа Святого» (Ин. 20:22). Этими простыми словами Иисус дал ученикам величайший из даров, когда-либо изливаемых на человека. В беспокойные дни, предшествующие смерти Иисуса, ученики не могли полностью постичь всю значимость обещанного Святого Духа. Благодаря постоянно пребывающей в них силе Духа они смогут иметь Того, Кто успокоит их разбитые сердца, направит к истине заблудших и поможет в исполнении воли Божьей. Эта сила будет работать изнутри, и на нее не сможет повлиять ни одно из тех человеческих ограничений, действию которых подвергся Иисус. Неудивительно, что Иисус воскликнул: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Тот же Дух, что наполнял первых учеников, жаждет сегодня войти в вашу жизнь!

ЗАДАНИЯ

Задумайтесь над смыслом отрывка Мф. 12:31, 32. Читая эти стихи и размышляя, ответьте на следующий вопрос: почему богохульство и свидетельство против Святого Духа являются непростительными грехами?

Расставьте в порядке значимости качества плода Духа, упомянутые в Гал. 5:22, 23. В каком порядке вы расположили бы любовь, радость, мир, стойкость, доброту, щедрость, верность, кротость и умение владеть собой и почему?

Попросите трех своих друзей-христиан вспомнить какую-нибудь ситуацию в их жизни, когда они точно знали, что Божий Святой Дух направляет их. Запишите эти свидетельства на видео, чтобы показать их на следующей неделе во время урока субботней школы.

Сходите на прогулку в местный парк или съездите за город. Лучше всего выбрать место, где нет искусственно созданного шума. Слушайте, как ветер шумит в ветвях деревьев, наблюдайте за тем, как листья и ветви колышутся на ветру. Размышляйте о том, что Святой Дух жаждет прикоснуться и к вам.

Посмотрите спектакль Мэтта Редмана «Пребудь со мной» (Matt Redman, “Abide With Me”). Вы сможете найти его на YouTube по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=eJvIsJxiOUM.Редман умоляет Бога не покидать его. Просите ли вы Его о том же каждый день своей жизни?

Попросите нескольких друзей из церкви поставить сценку по сюжету из Деян. 2, когда в верхней горнице на учеников сходит Святой Дух. Однако есть одно условие. Все должно быть разыграно без слов. Представьте свою постановку в классе субботней школы и посмотрите, догадаются ли зрители о том, какую историю им показывают.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Евангелие от Иоанна 14.

Э. Уайт. Деяния апостолов, гл. «Дар Духа».

Марк Финли. Возроди нас вновь.

Дуэйн Эсмонд, Гейтерсберг, Мэриленд, США