СШ

Субботняя Школа

Урок 2. 
7–13 января. Невидимая работа Святого Духа

"Святой Дух и духовность" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2017

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ I квартал 2017 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Иез. 37:5, 9; Быт 1:2; Иов. 26:13; Исх. 31:1–5; Ин. 16:13, 14; Гал. 5:16–23.

Памятный стих:

«Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14).

В Священном Писании Святому Духу не уделяется столь же заметное внимание, как Богу Отцу и Богу Сыну. Тем не менее Библия говорит нам, что Святой Дух присутствовал при всех значимых моментах священной истории. В самом начале Он присутствовал при творении этого мира Богом, оставаясь в тени. Он вдохновлял Божьих пророков, сыграв тем самым ключевую роль в написании Слова Божьего. Он также принимал активное участие в процессе воплощения Иисуса Христа и Его рождения от Марии.

Тем не менее личность Святого Духа не находится в центре библейского повествования, и мы знаем на редкость мало о Нем. Он остается в тени, и это потому, что Его роль заключается в содействии другой Личности Троицы — Иисусу, Сыну Божьему, и в прославлении Бога Отца. Все это необходимо для того, чтобы падшие люди могли быть спасены от вечной смерти, ставшей результатом грехопадения.

Из свидетельств Писания мы узнаем, что Святой Дух, оставаясь в тени, с достоинством выполняет Свои функции: поддерживает, помогает, созидает и подкрепляет. Будь то Его участие в Творении, искуплении или миссионерской работе, Он не стремится быть в центре внимания, хотя Его роль всегда была и остается значительной.

Прочитайте Ин. 3:3–8 и Иез. 37:5, 9. Почему образ ветра прекрасно отображает картину таинственного влияния Святого Духа?

Сравнивая действия Святого Духа с действием ветра, Иисус описывает неуловимость Духа. В движении ветра есть нечто таинственное. Трудно предсказать с точностью, откуда появится ветер и куда он направится. Как часто мы были озадачены внезапным появлением ветра практически из ниоткуда!

Сравнение с ветром может многому научить нас. Аналогичным образом Святой Дух действует там, где хочет. Никто не может контролировать Его. Тем не менее мы можем знать, где Он совершает работу преобразования. Подобно ветру, Дух Святой невидим, но обладает величайшей силой. Мы способны ощущать присутствие ветра и часто видим следы Его воздействия, хотя и не видим сам ветер. В зависимости от силы ветер может принимать разные формы — от легкого бриза до смертельного урагана. Когда Святой Дух описывается как ветер, Его деятельность связывается с идеей оживления мертвого. Для этого необходима сила наивысшего порядка, которой обладает только один Бог.

То, как это происходит, остается тайной. Божье воздействие через Святого Духа как в обычной, так и в духовной жизни превосходит наше понимание. Но это вовсе не означает, что мы не можем знать ничего из того, что совершает Дух Святой. Мы должны признать, что смирение является той добродетелью, которая позволяет соприкоснуться с Божественной тайной. Смирение дает правильную оценку величию Бога и признает наши ограничения как сотворенных существ, а также обнаруживает нашу потребность в Божественном откровении.

Э. Уайт выразила это следующими словами: «Тайны Библии вовсе не являются аргументом против ее богодухновенности, напротив, они являются сильнейшими доказательствами ее неземного происхождения. Если бы в ней не было представлено величие и всемогущество Бога, а только то, что мы в состоянии понять, если бы Его сила и слава были бы доступны человеческим умам, тогда Библия не имела бы несомненных признаков Божественности» (Э. Уайт. Воспитание, с. 170).

Какие невидимые силы в природе могут повлиять на нашу жизнь? Что это говорит нам о реальности невидимых, но мощных сил в нашем мире?

Первым значительным действием Бога на этой планете было ее сотворение. Библия ясно упоминает Бога (см. Быт. 1:1) и Иисуса Христа (см. Кол. 1:16, 17) как Творца неба и земли и, по сути, всего, что было сотворено (см. Ин. 1:1–3). Тем не менее Библия также упоминает о роли Святого Духа в процессе Творения.

Прочитайте Быт. 1:2; Иов. 26:13; 33:4; Пс. 32:6; 103:29, 30. Какова роль Святого Духа в процессе Творения? Как Дух Божий связан с созданием жизни?

История Творения в Быт. 1:2 упоминает о присутствии Духа Божьего при сотворении нашей планеты. Иов. 26:13; 33:4; Пс. 103:29, 30 и Пс. 32:6 подтверждают активную роль Святого Духа в сверхъестественном сотворении Земли. Наряду с Богом Отцом и Его Божественным Сыном — Иисусом Христом, Которые, согласно Библии, принимали непосредственное участие в создании мира (см. Ис. 64:8; Кол. 1:16, 17), в этой работе также был задействован Святой Дух.

Он появляется на сцене, пусть и не в качестве центрального участника истории Творения. Он «парит» над пустотой и тем самым присутствует при зарождении жизни на этой Земле. Еврейское слово мерахепет в Быт. 1:2, означающее «парение», или «витание», над поверхностью земли, также используется во Втор. 32:11, где Бог сравнивается с орлом, парящим над гнездом с птенцами. Святой Дух, принимавший непосредственное участие в создании жизни на этой Земле, заботится о созданных живых существах подобно тому, как орел заботится о своих птенцах. Пс. 103:30 говорит, что акт Творения был возможен исключительно благодаря работе Святого Духа и что Он принимал активное участие в этом процессе.

Святой Дух не только присутствовал при сотворении этого мира, Он также принимает активное участие в процессе нашего пересотворения, даруя нам новое сердце и новый разум. Как взаимосвязаны оба эти действия? Что суббота говорит нам об этой работе Творения и пересотворения?

«И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них» (Исх. 25:8).

Наряду с актом Творения Божий план спасения имеет первостепенное значение в Библии. В падшем мире Творение не имеет смысла без плана искупления. Являясь грешниками, мы нуждаемся не только в Творце, но и в Искупителе. Какими благодарными мы должны быть за то, что у нас есть Искупитель в лице Иисуса Христа. Без Него наше положение в этом мире было бы безнадежным!

В Ветхом Завете святилище и служение в нем иллюстрировало прощение грехов Богом и указывало на будущее служение Иисуса, нашего Искупителя. Именно здесь план спасения был открыт древним израильтянам (см. Евр. 4:2). Тогда как большая часть служения в святилище указывала на Иисуса и Его смерть для прощения грехов, Святой Дух здесь также представлен, так как именно Он даровал силу и мудрость конкретным людям построить святилище по образцу, показанному Моисею Богом.

Прочитайте Исх. 31:1–5. Какое участие принимал Святой Дух в строительстве святилища? Как Святой Дух помогал тем, кто строил жилище Божье?

Библия говорит нам, что Святой Дух также присутствовал при строительстве святилища — центрального места, где совершалось примирение между Богом и людьми. Там святой Бог встречался с грешниками. Бог открыл Моисею Свой план постройки земного святилища, устроенного по небесному образцу (см. Исх. 25:9, 40).

Святилище было Божьей моделью, иллюстрировавшей Его план спасения. Бог намеревался обитать среди Своего народа в святилище, которое Он повелел построить. Именно Святой Дух даровал таланты людям для того, чтобы мастерски и с изяществом выполнить повеление Божье. Без Его помощи Израиль не был бы в состоянии выполнить эту высокохудожественную работу.

Учитывая силу Святого Духа, можно смело утверждать, что Он не нуждался в человеческой помощи для строительства святилища. Тем не менее Он вдохновлял людей совершать работу изящно и виртуозно. Как и где вы можете вдохновлять других людей, чтобы те использовали свои таланты для продвижения Царства Божьего во славу Господа?

Святой Дух активно действовал в ветхозаветные времена, хотя и складывается впечатление, что тогда Его работа была не такой обширной, как в новозаветную эпоху. С приходом Иисуса, обещанного Мессии, служение Святого Духа усиливается, и Он дает Свои дары всем верующим. Хотя Новый Завет говорит нам, что Святой Дух действует по-разному в нашей личной духовной жизни и в жизни церкви, можно предположить, что Его главная задача — прославление Иисуса Христа.

Прочитайте Ин. 16:13, 14 и 15:26. В чем, по словам Христа, заключается работа Святого Духа? Как остальные виды служения Святого Духа связаны с этим главным служением?

Иисус сказал нам, что Святой Дух будет говорить не от Себя, но от Иисуса. Его работа состоит в возвышении искупительной жертвы Христа. Он остается как бы в тени и освещает Иисуса. Данная мысль была хорошо выражена следующими словами: «Дух никогда не говорит: „Посмотрите на Меня; послушайте Меня; идите ко Мне; познайте Меня!“, но всегда призывает: „Смотрите на Него, взирайте на Его славу; слушайте Его и внимайте Его слову; идите к Нему, чтобы иметь жизнь; познайте Его и вкусите Его дар радости и мира“. Можно сказать, что Дух является сватом, небесным брачным агентом, Чья роль заключается в том, чтобы привести нас к Христу и способствовать тому, чтобы мы остались вместе» (J. I. Packer, Keep in Step With the Spirit: Finding Fullness in Our Walk with God, pp. 57, 58).

Это очень важно. Любой акцент на работе Святого Духа, который отвлекает от личности и служения Иисуса Христа, исходит не от Святого Духа. Несмотря на важность служения Святого Духа в нашей духовной жизни, Он никогда не должен занимать место в нашем сознании, принадлежащее только Иисусу Христу. Святой Дух действует там, где превозносится Иисус. Именно поэтому мы названы христианами, последователями Христа (ср. Деян. 11:26), а не «пнеумианами» (от греч. пнеума — дух), последователями Духа (см. A. Cole, He Who Gives Life: The Doctrine of the Holy Spirit, p. 284).

Почему так важно для нас возвышать воскресшего Господа во всех своих делах? В конце концов, подумайте обо всем том, что Иисус совершил ради нас. Мы обязаны Ему всем. Как мы можем выразить свою благодарность (см, например, 2 Фес. 1:11, 12)?

Святой Дух осуществил воплощение Иисуса (см. Лк. 1:34, 35). Он помазал Иисуса на служение (см. Лк. 3:21, 22). Помазание Иисуса наделило Его силой выполнить миссию и позволило Ему даровать силу Святого Духа ученикам. Святой Дух направлял и укреплял Иисуса во время искушения (см. Мк. 1:12; Мф. 4:1; Лк. 4:1, 2, 14), так что Иисус «может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18, ср. Евр. 4:15, 16). Святой Дух наделил силой Иисуса для выполнения искупительной работы (см. Евр. 9:14) и сделал возможным воскресение Иисуса (см. 1 Петр. 3:18). Во всех этих событиях Дух Святой оставался в тени и указывал на Иисуса Христа.

Прочитайте Лк. 24:44–49; Гал. 5:16–23 и Еф. 4:23, 24. Что мы узнаем о служении Святого Духа в этих отрывках? Как Святой Дух прославляет Иисуса?

Святой Дух прославляет Иисуса следующими способами:

1. Сообщает точные и надежные сведения о Нем в Священном Писании. Нам открыта в Слове Божьем вся необходимая информация о Христе и Его спасении, и следует принимать эти истины с верой и покорностью.

2. Вовлекает людей в спасительные отношения с Иисусом Христом. Святой Дух аккуратно воздействует на умы и сердца людей. Он дает им понимание духовных истин, чтобы они могли довериться Иисусу Христу и принять Его как Господа и Искупителя.

3. Воспроизводит характер Христа в нас. Он наделяет нас добродетелями, которые уподобляют нас Христу (см. Гал. 5:22, 23). Через кровь Иисуса нам дарована победа над грехом (ср. Откр. 12:11), и Святой Дух делает нас способными соблюдать Божьи заповеди.

4. Дарует нам силы жить христоподобной, бескорыстной и самоотверженной жизнью служения другим. Он призывает мужчин и женщин к конкретным видам служения для Бога и наделяет их способностью приводить других людей к Христу в привлекательной манере Духа Христова.

Каким образом работа воспроизведения в нас Христова характера приносит славу Отцу?

Несомненно, служение Святого Духа имеет ключевое значение для наших отношений с Господом. Не всегда мы можем наблюдать Его труд, но мы можем созерцать плоды Его работы в нашей жизни и в жизни других людей. Если вы обрели веру в Иисуса и ваша жизнь изменилась, то это произошло исключительно благодаря работе Святого Духа.

«Хотя ветер невозможно увидеть, результаты его действия видны и ощутимы. Так и работа Духа над сердцем открывается в каждом поступке того, кто испытал на себе эту спасительную силу. Когда Дух Божий овладевает сердцем, Он преображает жизнь. Исчезают греховные помышления, человек перестает совершать злые поступки, и там, где царили гневливость, зависть и раздоры, воцаряются любовь, смирение и мир. Печаль сменяется радостью, лицо человека просветляется, отражая небесный свет» (Э. Уайт. Желание веков, с. 173).

Мы видим, как эти чудесные обетования исполняются в жизни множества людей. Однако Святой Дух не преобразует людей мгновенно. Мы не становимся автоматически теми людьми, которыми должны быть. Жизнь веры и подчинения Господу — это жизнь борьбы, подчинения и покаяния. Святой Дух — Божественный Посредник, Который работает в нашей жизни, чтобы сделать нас новыми творениями во Христе. Эта работа длится всю жизнь. Хотя наши ошибки и слабости должны подтолкнуть нас к большему посвящению нашему Господу, мы не должны позволять дьяволу с их помощью ввергать нас в уныние. Тяготясь своими грехами, мы должны всегда помнить о смерти Иисуса ради грешников. Именно потому, что мы являемся грешниками, Иисус умер за нас и дарует нам благодать, в которой мы остро нуждаемся.

Вопросы для обсуждения:

1. Как пример Святого Духа может научить нас служению в тени? Как мы можем выполнять работу Господа таким образом, чтобы привлекать внимание людей не к себе, а к Христу?

2. Каким образом Святой Дух возвышает Иисуса и ставит Его в центре внимания? Как вы можете превозносить Иисуса, не выпячивая собственные заслуги? Почему иногда это так трудно сделать? Как мы можем бороться с нашей естественной склонностью к саморекламе?