СШ

Субботняя Школа

Урок 8. 
18–24 февраля. Святой Дух и дары Духа

"Святой Дух и духовность" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2017

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ I квартал 2017 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

1 Кор. 12:4–7, 11; Еф. 4:7; 1 Кор. 12:14–31; Рим. 12:3–8; 1 Ин. 4:1–3.

Памятный стих:

«Дары различны, но Дух один и тот же. И служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех» (1 Кор. 12:4–6).

Уезжая в длительную командировку, отец поручил своему сыну выполнить определенную работу. Но вскоре сын понял, что его отец не оставил ему необходимых средств и инструментов для выполнения этой задачи. Разочарованный, он был вынужден отложить выполнение работы.

Прежде чем оставить учеников и вознестись на небеса к Отцу, Иисус поручил им выполнить определенную миссию, а именно: проповедовать благую весть Евангелия всему миру. Но Иисус не оставил Своих учеников без необходимых средств и инструментов. Он повелел им выполнять поручение во имя Его и благодаря силе и помощи Святого Духа. В 1 Кор. 1:4–7 Павел благодарит за «благодать Божию, дарованную вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем… Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании». Духовные дары даются через Святого Духа во Христе для созидания церкви.

На этой неделе мы рассмотрим работу Святого Духа как Подателя Божьих замечательных даров и выясним разницу между плодом Духа и дарами Духа.

Плод Духа и дары Духа имеют одного Автора. Тем не менее они различны. Ни от кого не требуется демонстрировать дар Духа, однако все должны проявлять плод Духа. Духовные дары в отличие от духовного плода необязательно свидетельствуют о духовности. Хотя существует только один плод, духовных даров много, некоторые из них более значимые, чем другие.

Прочитайте 1 Кор. 12:4–7, 11. В чем суть изложенного здесь Павлом учения?

Тогда как все аспекты духовного плода, по Божьему замыслу, должны проявляться в жизни Его последователей, не каждый верующий имеет один и тот же дар или дары. Бог не давал повеления, чтобы все до одного, например, говорили на языках. Вместо этого Бог наделяет верующих различными дарами по Своему усмотрению. Духовные дары предназначены для служения другим людям и созидания Тела Христова, Его церкви. Эти дары не предназначены для нашего собственного удовольствия и славы. Они посылаются для выполнения Божьего дела.

Поэтому духовные дары ничего не стоят без духовного плода. Интересно, что в контексте обсуждения духовных даров часто упоминается любовь. После 12-й главы Первого послания к коринфянам изложен так называемый «Гимн любви» (глава 13). За Еф. 4:11–13 следуют стихи 15, 16, где речь идет о любви. В Рим. 12:3–8 затрагивается тема духовных даров, а в стихах 9, 10 этой же главы говорится о любви.

Дары являются дарами благодати, а значит, и дарами любви. Они даются из любви и служат Божьей любви в деле приобретения других людей для Бога. Любя других, мы раскрываем любовь Бога к ним. Любящий и всеведущий Бог предоставляет эти средства для выполнения поручения, данного Его народу. Возможно, именно поэтому любовь названа величайшим из даров (см. 1 Кор. 13:13).

Почему любовь лежит в основе всего, что мы делаем как христиане? Каким образом любовь «усиливает» наше свидетельство?

Не мы решаем, какие получить дары. Греческое слово, обозначающее духовные дары, — харизмата. Это дары благодати, распределяемые Самим Богом. Мы не зарабатываем их своим статусом, положением, честью, образованием или духовностью. Эти дары даются нам из любви для выполнения порученной Богом миссии.

Прочитайте Еф. 4:7. Мы часто думаем, что духовные дары нам дарует исключительно Святой Дух. Апостол Павел также связывает Иисуса Христа с предоставлением даров. Какое участие принимает Иисус в наделении духовными дарами?

Павел говорит, что благодать Христа обеспечила право даровать нам дары. Однако именно Святой Дух распределяет их среди членов церкви. Те, кто принял Иисуса Христа своим личным Спасителем и верит в Него, будут исполнены Духом Святым и наделены духовными дарами, «как Ему угодно» (1 Кор. 12:11). Распределение даров является прерогативой Бога.

Врожденная способность как таковая не является духовным даром. Духовные дары — это не то же самое, что природные таланты, которые человек может развивать посредством интенсивного обучения. Многие нехристиане наделены подобными талантами. Тогда как всякое деяние доброе и всякий дар совершенный исходят от Бога (см. Иак. 1:17), Бог решил наделить Своих детей особыми дарами, чтобы благословлять других и созидать Свою церковь. Бог также может использовать природный талант для этой цели при условии, что человек признаёт, что этот талант в конечном счете исходит от Бога, и посвящает его Божьей работе.

Что Павел говорит своим читателям в 1 Кор. 12:14–31 о распределении даров? Почему такой подход важен для понимания функционирования духовных даров в церкви?

Святой Дух распределяет дары по Своей мудрости и воле. Поскольку Он любит нас и лучше знает, где наше служение будет наиболее эффективным, мы не должны завидовать другим и их дарам. Если мы завидуем чужим дарам, то поступаем неблагодарно по отношению к Богу и сомневаемся в Его мудрости.

Какими дарами Бог наделил членов вашей церкви? О чем говорит тот факт, что разные люди имеют различные дары?

Прочитайте Рим. 12:3–8 и Еф. 4:8–12. Какова цель духовных даров, данных нам Богом?

Духовные дары были даны для служения, а не для нашего освящения. Это не чудесные трюки, которые удовлетворяют наше любопытство или не дают скучать. Часто мы думаем о дарах Святого Духа как средстве удовлетворения наших духовных потребностей или утверждения в вере. В результате подобного мнения дары Святого Духа стали восприниматься как сосредоточенные больше на христианах, чем на Христе. Мы думаем не столько о Боге, сколько о себе. Когда мы осознаем богоцентричность даров, мы начинаем понимать, что Бог наделяет нас дарами для созидания церкви и укрепления внутрицерковного единства (см. Еф. 4:12–16). Они даны для выполнения определенного служения в церкви (см. Еф. 4:11, 12) и в конечном счете для прославления Бога (см. 1 Петр. 4:10, 11).

Дары даны не для нашего развлечения. Их цель — наставлять других (см. 1 Петр. 4:10; 1 Кор. 14:12, 26). Они призваны принести пользу духовной жизни верующих и быть средством назидания всей церкви. Это трагедия, если Божьи дары, призванные способствовать единству в церкви, используются не по назначению, так что только определенные люди извлекают из них пользу. Когда подобное происходит, люди становятся чрезмерно популярными. Это, в свою очередь, способствует разобщенности и дает место для раздоров.

Слишком часто мы думаем о духовных дарах только с точки зрения способностей и талантов, которые мы получаем. Хотя таланты тесно связаны с духовными дарами, мы должны помнить, что Святой Дух, наделяя нас духовным даром, всегда ставит конкретную задачу или обозначает служение (см. 1 Петр. 4:10). Таким образом, можно сказать, что духовные дары — это определенные способности, сверхъестественным образом данные Богом через Святого Духа. Эти дары даны человеку для особого служения, направленного на созидание церкви. Для достижения этой цели нужны разнообразные дары.

Почему основное назначение даров — укрепление церковного единства? Как верующие с разными дарами могут содействовать единству в церкви? Как сделать различные дары в церкви благословением, а не источником разделения?

Прочитайте 1 Кор. 14:1 и сравните различные перечни даров в 1 Кор. 12:7–11, 27–31; Рим. 12:3–8 и Еф. 4:11, 12. Были ли эти дары даны только верующим эпохи Нового Завета? Почему эти дары доступны и в наше время?

Некоторые христиане считают, что действие духовных даров, упомянутых в Новом Завете, было ограничено временем Иисуса и апостолов. Они утверждают, что со смертью первых апостолов особые духовные дары также перестали существовать в церкви. В поддержку такой точки зрения они цитируют 1 Кор. 13:10, где апостол Павел говорит, что «когда ж настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». Да, наступит время, когда дары потеряют свое значение. Однако это произойдет только тогда, когда «настанет совершенное», то есть такой момент, когда мы больше не будем смотреть, как сквозь тусклое стекло, но увидим лицом к лицу, когда Иисус придет снова. Библия говорит нам, что духовные дары даются для созидания церкви (см. 1 Кор. 12:28). Павел увещевает верующих словами «ревнуйте о дарах духовных» (1 Кор. 14:1). Они необходимы для благополучия тела. Поскольку в Библии не указано, что Бог упразднил духовные дары, мы предполагаем, что они будут присутствовать в церкви, пока она не завершит свою миссию и Христос не придет снова.

Работа Божья будет завершена в конце времени с большей мощью и силой, чем на начальном этапе. Поскольку церковь призвана подготовить мир ко Второму пришествию Христа, Бог не оставит членов церкви без Своей помощи в выполнении их миссии. Однако эти дары даны не для того, чтобы вытеснить Библию или занять ее место. Скорее, они даны во исполнение библейского обетования о том, что верующие получат все необходимое для созидания Тела Христа и подготовки мира к скорому пришествию Иисуса.

Прочитайте Еф. 4:11–13. В стихе 13 говорится: «Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Что это говорит нам о нынешней нужде церкви в дарах?

Прочитайте 1 Кор. 12:10, 14:29 и 1 Ин. 4:1–3. Почему дар различения духов так важен?

Хотя в церкви присутствуют подлинные духовные дары, Библия предупреждает нас, чтобы мы не верили всякому духу и проверяли, насколько та или иная весть соответствует Писанию и возносит ли она Иисуса как Господа. Необходимо «различать духов» (1 Кор. 12:10), потому что далеко не все, что подается как весть от Бога, действительно исходит от Него. Бог предупреждает нас, что сатанинские силы стремятся ввести в заблуждение церковь. Также существуют дьявольские подделки подлинных даров Духа: ложные учения, лжепророчества, ложные видения, ложное говорение на языках, оккультные исцеления, вводящие в заблуждение знамения и чудеса и т. д.

Среди людей, признающих действие духовных даров в наши дни, есть те, кто делает излишний акцент на некоторых духовных дарах и уделяет необоснованное внимание наличию специальных знамений и чудес. Примечательно, что Павел упоминает дар различения духов (проницательности) сразу после упоминания дара «чудотворения» и дара «пророчества» и до упоминания дара языков (см. 1 Кор. 12:10).

Для того чтобы сохранить церковь в истине и единстве, а также уберечь ее членов от следования лжепророкам и обольщения ложными знамениями и чудесами, Бог дает церкви дар проницательности. Библейская зрелость, знания и верность Слову Божьему в убеждениях и поступках необходимы для правильного суждения. Основой проницательности должно быть Слово Божье. Только соотнося различные идеи и явления со Словом, мы можем знать наверняка, исходят они от Господа или нет.

«Человек, для которого чудотворение является мерилом истинности его веры, обнаружит, что сатана, прибегая к различным ухищрениям, может творить чудеса, кажущиеся настоящими… Да не пройдут бесследно дни и да не будут упущены драгоценные возможности взыскать Господа всем сердцем, душой и разумом. Если мы не воспылаем любовью к истине, то можем оказаться среди тех, кто уверует в чудеса дьявола, которые он будет творить в эти последние дни. Странные явления станут выдаваться за удивительные чудеса Божьи, в то время как их следует считать подделкой, сфабрикованной отцом лжи… Люди под влиянием злых духов будут творить чудеса» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 2, с. 52, 53).

Прочитайте отрывки из книги Эллен Уайт «Великая борьба», с. 511–517, 593–602.

Некоторые спрашивают: «Почему в наши дни мы не видим таких же чудес, таких чудесных исцелений, которые были замечены в библейские времена?». Во-первых, мы слышим истории о чудесах. И, конечно, некоторые люди видели их своими глазами. Во-вторых, при чтении Библии может сложиться впечатление, что чудеса всегда происходят. Но при этом нельзя забывать, что Святой Дух вдохновлял писателей Библии писать о событиях, которые имели важнейшее значение в созидании ранней церкви, и эти события часто сопровождались чудесами. Однако в большинстве случаев люди тогда, как и сегодня, черпали знания из Слова Божьего, а затем откликались на призыв Святого Духа. И, наконец, Эллен Уайт писала: «Делом Христа было проповедовать Слово и облегчать страдания людей с помощью чудесных исцелений. Но мне было дано наставление о том, что мы не можем сегодня действовать подобным образом, ибо сатана также проявит свою силу в чудотворении. Значит, Божьи слуги не могли бы сегодня действовать посредством чудес, поскольку будут совершаться ложные исцеления и выдаваться за Божественные.

По этой причине Господь призывает Свой народ идти по пути физического лечения, совмещая эту работу с проповедью Слова. Нужно создавать санатории и приглашать в эти учреждения работников, способных стать настоящими медицинскими миссионерами. Благодаря этому люди, проходящие в наших санаториях курс лечения, окажутся под благотворным духовным влиянием» (Эллен Уайт. Избранные вести, т. 2, с. 54).

Вопросы для обсуждения:

1. В чем разница между плодом Духа и духовными дарами?

2. Как понимание того, что дары даются любящим и мудрым Богом, помогает нам ценить различные дары в нашей церкви?

3 Почему удивительные исцеления и чудеса сами по себе не являются надежным критерием для определения истины? Что должно сопровождать их?

4. «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3). Какое важное увещевание дано нам здесь? Насколько «высоким» должно быть наше мнение о себе?