СШ

Субботняя Школа

Урок 9. 25 февраля–
3 марта. Святой Дух и церковь

"Святой Дух и духовность" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2017

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ I квартал 2017 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Еф. 1:22, 23; 1 Кор. 12:13; Рим. 6:3–7; Деян. 17:11; Еф. 4:5, 6; Деян. 2:4–11.

Памятный стих:

«Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:3–5).

Иногда мы думаем исключительно о работе Святого Духа в жизни отдельных верующих. Но эта работа, носящая индивидуальный характер, закладывает основу духовного сообщества. Святой Дух в конечном счете отвечает за существование церкви Христовой.

Мы часто склонны думать, что церковь существует и растет благодаря всевозможным евангельским и миссионерским программам. Да, Бог желает осуществить с нашей помощью Свои славные намерения относительно церкви. Но реальная причина существования церкви заключается не в том, что делаем мы; этот институт не является результатом нашей мудрой организации и грамотного управления, хотя эти качества и важны. Церковь существует благодаря тому, что Бог уже сделал и продолжает делать для нас через Святого Духа. Именно Святой Дух создает духовное сообщество и братство, которое имеет письменное Слово Божье, вдохновленное тем же Духом, как мерило веры и опыта. Богодухновенная Библия является основанием для богословского единства церкви. Без работы Духа церковь не существовала бы и не могла выполнять свою миссию.

Святой Дух объединяет нас различными способами. Мы не могли бы существовать как церковь, если бы Дух Святой не объединил нас сначала со Христом. Христос есть глава церкви (см. Еф. 1:22, 23; 5:23). Через Святого Духа мы объединились с Самим Христом. Единство со Христом лежит в основе всех благословений спасения, потому что все, что мы имеем в Господе, исходит от Него. Наше принятие в качестве сыновей и дочерей Христа, наше оправдание, а также наше освящение, наша победоносная жизнь и наше окончательное прославление — все это обусловлено нашим союзом со Христом. Таким образом, Он должен быть основанием всего нашего христианского опыта.

Прочитайте Еф. 2:18, 20–22 и 1 Петр. 2:6, 7. Что эти стихи говорят о роли Христа и Святого Духа в деле создания церкви?

Посредством Духа мы имеем доступ к Богу Отцу. Иисус — скала, основание нашего спасения, Тот, на Ком возводится здание церкви.

Работа Духа на индивидуальном уровне приводит к созданию сообщества веры — церкви. Пережив опыт спасения по вере в Иисуса Христа и будучи тронуты Божьей любовью, мы имеем сладостное «общение Святого Духа» (2 Кор. 13:14) в церкви. Отдельные верующие становятся частью нового духовного дома Божьего в Духе (Еф. 2:22). Как последователи Христа мы должны быть готовы «сохранить единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Мы всегда должны стремиться к единству с другими верующими за исключением случаев, когда от нас требуется поступиться принципами.

Прочитайте Кол. 3:12–14. Как вы можете своим примером показать эти качества и способствовать единству в церкви? Почему эти качества имеют столь большое значение для единства церкви?

Прочитайте 1 Кор. 12:13. Как крещение объединяет нас с Христом и Духом?

Именно Святой Дух объединяет нас в одно Тело. Публичным обрядом, знаменующим вход в духовное царство Христа, является крещение. Посредством крещения мы приобщаемся к церковному организму. Таким образом, крещение имеет ярко выраженную общинную составляющую и важное общинное применение. Как последователи Христа мы не можем жить только сами. Мы все нуждаемся в поддержке, поощрении и помощи других. И мы, конечно, не можем исполнить Божественную миссию в одиночку. Вот почему Бог создал церковь. Следовать за Христом означает следовать за Ним совместно с другими верующими. Таким образом, крещение и церковь имеют видимый компонент.

Прочитайте Рим. 6:3–7. Что символизирует собой библейское крещение?

Крещение как акт погребения с Иисусом Христом в водной могиле и воскрешения к новой жизни в общении с Господом и Спасителем символизирует распятие прежней жизни и публичное исповедание Христа своим Спасителем.

«Крещение — это торжественное отречение от этого мира. Человек, делая публичное заявление, умирает для греховной жизни. Крещаемый погружается в воду, и на виду у небесной Вселенной дается взаимная клятва. Во имя Отца, Сына и Святого Духа человек ложится в водную могилу, погребается со Христом в крещении и поднимается из воды для того, чтобы жить заново в верности Богу» (Комментарии Эллен Уайт, Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 1074).

Крещение является положительным шагом, который должны сделать все, кто желает находиться под руководством Отца, Сына и Святого Духа. Другими словами, крещение знаменует истинное покаяние, распятие ветхой жизни, а также указывает на новое рождение или обращение. Оно также включает в себя взаимные обязательства завета. Верующий обещает быть верным Богу и Его заповедям, и Бог гарантирует, что мы можем положиться на Его помощь, когда нам это нужно.

Приняли ли вы решение заключить завет с Господом? Если нет, что мешает вам принять призыв Христа и креститься? Если вы уже были крещены погружением в воду, как завет крещения повлиял на вашу духовную связь с Иисусом?

Прочитайте Деян. 17:11 и Ин. 5:39, 46, 47; 8:31, 32. Какова характерная черта истинного ученика Христа? Почему Библия так незаменима в качестве средства, которое указывает нам на Христа и помогает верно следовать за Ним?

Главным инструментом, с помощью которого Святой Дух соединяет нас со Христом, является написанное Слово Божье. Библия является надежным источником для познания Иисуса и Божьей воли. Именно поэтому чтение Писания и запоминание его содержания столь важны. Библия является авторитетным источником, позволяющим различать духовную истину и заблуждение. Павел дал высокую оценку верующим в Верии, назвав их благоразумными (см. Деян. 17:11), потому что они усердно исследовали Писание, чтобы проверить истинность услышанной вести.

Любое преобразование и духовное возрождение — индивидуальное или коллективное — должны быть основаны на Писании. Библия является фундаментом, на котором зиждется наша вера. В то же время любовь к Иисусу и Его написанному Слову является тем, что объединяет нас.

Прочитайте Ин. 17:17–21. Здесь Иисус говорит о единстве как отличительном знаке христианства. Согласно Ин. 17:17, что является основой для такого единства?

Слово Божье есть истина (см. Ин. 17:17; Пс 118:160). Единство церкви обеспечивается за счет работы Святого Духа через письменное Слово Божье и с его участием. Святой Дух никогда не позволит нам сомневаться в Библии, критиковать ее, убавлять что-либо от библейского учения или добавлять к нему лишнее. Напротив, Он побуждает нас уважать Божественный авторитет Писания. Святой Дух никогда не будет отвлекать нас от написанного Слова и тем более от Живого Слова. Более того, Он побуждает нас находиться в постоянном, сознательном и добровольном повиновении Писанию и Христу. Библия является основополагающим источником любого богословского единства в мире. Ослабляя свою веру в Библию, истинное Божье Слово, мы подрываем единство церкви.

Сколько времени вы уделяете изучению Священного Писания? Каким образом вы учитесь подчиняться его авторитету?

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:5, 6). Что Павел говорит здесь о единстве и его источнике?

Единство в вере и учении достигается лишь в повиновении Слову Божьему. Господь, Который вчера, сегодня и вовеки тот же, образует духовную связь с каждым верующим. Новое рождение, которое происходит под воздействием Святого Духа, и повиновение Слову Божьему, производимое тем же Святым Духом, приводит к единству веры и учения, которое преодолевает все человеческие и культурные различия.

Хотя мы призваны подчиняться Слову Божьему и делать все возможное, чтобы сохранять мир со всеми (см. Рим. 12:18), как церковь мы не можем обеспечить богословское единство или единство цели. Потому что единство — это не столько результат проведенной работы, сколько дар Святого Духа, Который трудится в жизни каждого верующего и в жизни церкви.

Богословская основа этого единства — Слово Божье. Любое обращение к Духу в обход письменного Слова может привести к сомнительным учениям и практикам. В то же время любое обращение к написанному Слову Божьему без Святого Духа делает Писание сухим и бесплодным. Потому что есть только один Господь, одна вера, которые приводят к одному крещению. Только посредством охотного послушания Слову Божьему мы сможем достичь единства в нашей церкви. И если нет единства в вере и учении, не будет никакого единства в миссии.

«У нас один Господь, одна вера, одно крещение. Евангелие Христа необходимо донести до всех сословий, всех народов, языков и племен. Влияние Евангелия должно объединить их в одно великое братство. У нас есть лишь один Образец, Которому мы должны подражать в формировании характера. И когда все будем иметь характер Христа, мы будем пребывать в совершенной гармонии, национальности сольются в Иисусе Христе; они будут едины в мыслях, суждениях, словах и будут в один голос прославлять Бога». (Э. Уайт. Наше высшее призвание, с. 171).

Посмотрите на высказывание Эллен Уайт. Не думая о том, что делают или думают другие, задайте себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы помочь церкви достичь единства?».

Прочитайте Деян. 2:4–11, 16–21. Каким был результат излития Святого Духа на новозаветных верующих?

Святой Дух стоял за самой мощной миссионерской инициативой за всю историю мира. Бог может сделать гораздо больше через небольшую группу людей, которые объединены в своей преданности Ему, чем через многочисленную группу людей с разными предпочтениями. Однако Бог может сделать гораздо больше, если мы посвятим Ему свою жизнь и свою энергию, свои таланты и свои ресурсы.

Церковь Нового Завета разрослась благодаря единству в жизни и миссии. Небольшая группа скромных верующих была преобразована в мощный отряд, который стал эффективным инструментом обращения людей из разных культур и языков. Они были объединены в провозглашении «великих дел Божиих» (Деян. 2:11). Тот же самый Бог, Который действовал во времена Нового Завета, будет действовать в конце времени, когда завершится работа до Его пришествия.

Прочитайте Деян. 2:42–47. Что еще объединяло новозаветных верующих?

Проповедь в день Пятидесятницы сопровождалась целым рядом других факторов, которые способствовали единству ранней церкви. Верующие были едины в изучении Библии и постоянно пребывали в учении апостолов (см. Деян. 2:42). Они были едины в общении и преломлении хлеба, что может указывать на единое поклонение (см. Деян. 2:42). Они были объединены в молитве (см. Деян. 2:42) и прославлении Бога (см. Деян. 2:47). Первые христиане сообща служили нуждающимся, делились своим имуществом, а также вели общее хозяйство (см. Деян. 2:44, 45). Совместное изучение Библии и общение пробудит желание поделиться Благой вестью с другими людьми и практически помогать другим. Святой Дух откроет нам глаза на потребности окружающих нас людей.

Какие мероприятия, проводимые в вашей местной общине, демонстрируют единство вашей церкви? Что еще можно сделать?

«В этой работе и нам тоже следует принимать участие. Вместо того чтобы жить в ожидании какого-то особого времени всеобщего возбуждения, нам необходимо расширять уже имеющиеся возможности для работы по спасению душ. Вместо того чтобы истощать свои умственные силы в догадках относительно времен и сроков, которые Господь положил в Своей власти, не поведав о них людям, мы должны предать себя водительству Святого Духа, выполнять свои нынешние обязанности, давать хлеб жизни, очищенный от людских заблуждений, душам, погибающим без истины» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 1, с. 186).

«Каждый человек стремится стать центром влияния, и пока Бог не произведет работу в Своем народе, люди не поймут, что лишь повиновение Богу обеспечивает безопасность для каждой души. Его благодать, преобразуя человеческие сердца, приведет к такому единству, которое еще не было достигнуто, ибо все те, кто уподобится Христу, найдут согласие друг с другом. Святой Дух создает единство» (Э. Уайт. Избранные вести, т. 3, с. 20, 21).

Вопросы для обсуждения:

1. Что имела в виду Эллен Уайт, утверждая, что «каждый человек стремится стать центром влияния»? Почему человеку присуще это стремление и как бороться с этой естественной склонностью в своей собственной жизни? (См. также Флп. 2:3, 4).

2. Некоторые утверждают, что людей объединяет служение, а не доктрины. Доктрины, по их утверждению, в действительности разобщают людей, и поэтому не стоит уделять им большого внимания. Тем не менее почему не может быть единства в миссии и служении, если есть разногласия в учении? Почему общее вероучение является мощным фактором единства и эффективности миссии?

3. В какой степени допустимо различие мнений по богословским вопросам? Малое количество людей понимают истину одинаково. Как мы можем сохранять церковное единство, допуская незначительную разницу взглядов? Как члены вашей местной общины решают вопросы, связанные с различиями в понимании того или иного вопроса?

4. Как Библия может быть инструментом, приносящим единство? С каким отношением мы должны подходить к изучению Слова Божьего, чтобы быть единой церковью в миссии и вере?