Урок 12
. 18–24 марта. Работа Святого Духа

"Святой Дух и духовность" - пособие по изучения Библии в субботней школе на I квартал 2017

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона. Видео программа «Познаем Истину» предоставлена ТК Надежда

CШ I квартал 2017 год (PDF) С комментариями для учителей (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  

Библейские тексты для исследования:

Ин. 16:8–11; Рим. 5:10; Евр. 4:15, 16; 1 Петр. 5:8, 9; 1 Ин. 5:12, 13; Пс. 30:25.

Памятный стих:

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

В конце нашего исследования темы Святого Духа и духовности мы рассмотрим еще один аспект ответственной работы Духа.

Когда Иисус сообщил ученикам, что уходит к Отцу, Он обещал послать им Святого Духа. «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14:26).

По словам Иисуса, Святой Дух является Параклетом, то есть Помощником, или Утешителем, или Защитником, Который ходатайствует за нас. Иисус также рассказал о работе, которую этот Защитник будет совершать: Он «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин. 16:8).

В течение последней недели квартала мы более подробно рассмотрим эту работу Святого Духа. Мы также узнаем, как данное служение Духа связано с двумя другими важными аспектами Его служения для нас: нашей уверенностью в спасении и славной надеждой, которую мы имеем как ученики Иисуса Христа.

Прочитайте Ин. 16:8, 9. Какую ответственную работу выполняет Святой Дух для нас и почему это так важно?

Иисус назвал Святого Духа Параклетом. Это многозначное слово, передающее идею помощника, защитника и утешителя. Святой Дух выполняет эту важную работу обличения не как обвинитель или прокурор. Иисус послал Его не для того, чтобы осудить нас, но скорее чтобы помочь нам увидеть нашу потребность в благодати.

Только утешитель будет воспринят в качестве помощника. К величайшему сожалению, многие христиане, побуждаемые благими намерениями, часто обращаются к грешникам в обвинительном духе, а не в духе помощи. Если мы только выискиваем грехи в жизни других людей, то делаем то, к чему Иисус не призывал нас. В конце концов, кто мы такие, чтобы указывать на грех в других людях, когда мы сами далеко не безгрешные!

Прочитайте Рим. 2:1 и Мф. 7:3. Какая весть содержится в данных стихах?

Мы Его свидетели, а не Его прокуроры. Мы призваны быть свидетелями Его искупительной силы, а не осуждать других за их проступки. Обвиняя других людей в грехах, мы пытаемся выполнять работу, которую нам не поручали; это работа Святого Духа.

Не мы, но Утешитель должен обличить мир, раскрыв истинную сущность греха (см. Ин. 16:8). Люди, которые не посвятили свою жизнь Иисусу, часто не имеют никакого представления о том, что такое грех и насколько разрушительные последствия он может иметь.

Идея заключается не в том, что Дух перечислит конкретные проступки. Вместо этого Он обличает в основополагающем грехе — отсутствии веры в Иисуса Христа (см. Ин. 16:9). Наше главное несчастье состоит не в нашем нравственном несовершенстве, но в нашем отчуждении от Бога и нежелании принять Того, Кого Бог послал спасти нас.

Основная проблема греха заключается в том, что мы не верим в Иисуса и тем самым отвергаем Единственного, Кто может спасти нас от греха и вины. Это грех эгоизма, который ставит себя в центре внимания и отказывается верить в Слово Божье. Только Святой Дух может открыть нам, что нашей величайшей потребностью является нужда в покаянии и искуплении, которые стали возможны благодаря смерти Христа ради нас.

В Ин. 16:8 сказано, что Святой Дух обличит мир не только о грехе, но и о правде, или праведности. Другими словами, мир, который не знает, что такое грех, не знает, и что такое истинная праведность.

Необращенные люди считают, что достаточно внешней морали. Они желают иметь не Божью праведность, но свою собственную. Они стремятся к праведности, которая проявляется во внешних действиях, таких как послушание Закону Божьему. Но наше послушание закону никогда не сможет оправдать нас перед Богом.

В Ис. 64:6 пророк описывает все заслуги людей своего времени как «запачканные одежды». Даже наша самоправедность, имеющая религиозную мотивацию, является не чем иным, как нечестием.

Праведность же Иисуса достаточна для нас. Она отвечает всем требованиям Закона Божьего. Она принимается Богом Отцом. И мы можем принять ее только через веру в Иисуса Христа.

Прочитайте Рим. 5:10 и Евр. 4:15, 16. Как наша праведность связана с живым служением Христа в присутствии Небесного Отца?

Праведность, которую требует закон, была достигнута совершенной жизнью Иисуса. Он умер за нас. Хотя Он был отвергнут теми, кто предал Его смерти здесь, на земле, Он был встречен Отцом на небесах. Посредством воскресения Бог Отец поставил печать Своего одобрения на жизнь и искупительную работу Иисуса. Иисус жив, чтобы ходатайствовать за нас (см. Евр. 4:15, 16), и Он вменяет нам заслуги Своей смерти ради нас, потому что мы не обладаем праведностью, необходимой для спасения.

Таким образом, мы можем жить, потому что Он живет в нас. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Когда Иисус живет в нас, мы живем по Духу (см. Рим. 8:4) и получаем новую духовную жизнь благодаря силе Святого Духа (ср. Гал. 3:2–5; 5:16, 18).

Вознесение Иисуса к Отцу подтверждает Его присутствие среди нас через Духа. Наделенные силой Святого Духа, Его ученики все более и более уподобляются Христу.

Имели ли вы возможность убедиться в тщетности собственных попыток обрести праведность? Что это говорит нам о нашей нужде в Христовой праведности?

Прочитайте Ин. 16:8, 11. О каком суде говорит Иисус? Почему весть о суде является благой?

Последнее обличение, которое является частью работы Святого Духа, — это обличение о суде. Большинство наших проповедей на этот отрывок имеют неправильную направленность. Часто разговор о грехе и праведности побуждает многих христиан нести предупреждение о суде тем, кто отвергает Христа. Поступая так, они желают предупредить грешников о грядущем суде, ожидающем их.

И хотя этот суд имеет место, не об этом говорит Иисус в Ин. 16:11. Употребленный здесь оборот речи указывает на то, что в данном случае Господь говорит не о будущем суде, как в Ин. 12:48. Аспект суда, на который ссылается Иисус здесь, — это благая весть о том, что сатана уже осужден на Голгофе. Дьяволу, великому врагу истины, отпущено совсем немного времени. Грядет суд, но в данном стихе главный акцент сделан на мысли, что князь мира уже осужден (см. Ин. 12:31).

Прочитайте 1 Петр. 5:8, 9. Как Петр описывает сатану? Как мы можем противостоять ему?

Дьявол, зная, что его время коротко и что на Голгофе ему была нанесена смертельная рана, тем не менее до сих пор жив. И в ярости он пытается поглотить столько людей, сколько сможет. Однако он побежденный враг. Иисус одержал победу. Кровь Иисуса делает нас свободными.

К моменту Второй мировой войны, когда советские войска вытеснили фашистские со своей территории и 6 июня 1944 года во Франции был открыт Второй фронт, стало ясно, что Гитлер потерпел поражение. Тем не менее одиннадцать месяцев между датой высадки союзных войск в Нормандии и Днем победы в Европе (8 мая 1945 г.) были самыми кровопролитными. Подобно этому, сатана знает, что он потерпел поражение на кресте. Тем не менее он упорно борется и пытается погубить как можно больше людей. В эти трудные времена мы призваны трезвиться и бодрствовать, возложив все наши заботы на Иисуса, потому что Он печется о нас (см. 1 Петр. 5:7, 8).

Почему весть о суде благая? Кто является нашим Поручителем на суде? Как мы можем проповедовать о суде таким образом, чтобы вселять надежду, а не страх?

Прочитайте 1 Ин. 5:12, 13; Рим. 8:15–17; 2 Кор. 5:5. Почему мы можем иметь уверенность в вечной жизни, принимая Христа как своего Спасителя? На чем основана эта уверенность?

Святой Дух ведет грешников к Иисусу. Заместительная смерть Иисуса примирила нас с Богом. Прощение Иисуса делает нас свободными, чтобы мы могли жить новой жизнью как усыновленные дети Божьи. Теперь мы больше не враги Бога (см. Рим. 5:10). Мы живем по духу (см. Рим. 8:4) и размышляем о духовном (см. Рим. 8:5). Если мы не будем иметь Духа Христова, то не будем Его детьми (см. Рим. 8:9). Но теперь у нас есть внутреннее свидетельство Святого Духа, Который живет внутри нас. Он свидетельствует нам, что мы принадлежим Иисусу, являемся наследниками Бога и «сонаследниками Христу» (Рим. 8:17). Та же могущественная сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, теперь действует в нас и делает нас, прежде духовно мертвых, живыми (см. Рим. 8:10). Более того, Он также запечатлевает в наших сердцах уверенность в том, что мы действительно принадлежим Богу. Услышав и поверив в Евангелие нашего спасения, мы были запечатлены в Иисусе Святым Духом, Который дается как залог нашего наследия (см. Еф. 1:13, 14). Каждый верующий может иметь эту уверенность (см. 1 Ин. 5:12, 13).

Прочитайте Еф. 1:13, 14. Что значит быть запечатленными Духом?

Люди, принимающие Христа, рождаются свыше, «от Духа» (Ин. 3:3, 5). Святой Дух запечатлевает данный факт в наших сердцах, так что мы можем иметь уверенность в спасении и испытывать радость, которая приходит от осознания того, что мы — дети Божьи. Святой Дух считает нас Христовыми. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Теперь у нас есть понимание, что Бог — наш любящий Отец, а мы — Его драгоценные дети. Святой Дух является залогом вечной жизни и бессмертия, которые будут дарованы нам во время Второго пришествия Иисуса (см. 1 Кор. 15:51–54). Это характерная черта подлинной веры. Трудно представить себе картину того, как христиане свидетельствуют с убеждающей силой, не имея таких гарантий. «Говорите о мужестве, говорите о вере и надежде, и вы будете светом в Господе. Размышляйте о двери, которую Христос открыл перед вами и которую ни один человек не может закрыть. Бог закрывает дверь всякому злу, если вы дадите ему шанс. Когда враг приходит как река, Дух Господень поднимает за вас знамя и сражается против него» (Э. Уайт. Ревью энд Геральд, 16 апреля 1889 г.).

Прочитайте Рим. 5:4, 5; 15:13 и 1 Кор. 13:13. Как любовь и надежда связаны друг с другом? Какие инструменты использует Святой Дух, даруя нам любовь и надежду?

Святой Дух изливает Божью любовь в наши сердца. Он соединяет нас с Богом и делает так, чтобы Божья любовь обитала в нас. Божья твердая и неизменная любовь является причиной и основой нашей надежды. Без любви не было бы никакой надежды. Только любовь порождает надежду. Поскольку Божья любовь сочетается с Его верностью, мы имеем замечательную надежду на то, что Он снова придет и возьмет нас к Себе домой.

Прочитайте Пс. 30:25. Как влияет надежда на нас?

Надежда окрыляет, дарует новые силы, дает возможность петь и радоваться. Надежда имеет огромное значение для жизни. Зачем жить, если нет надежды?

Иметь надежду, однако, не совсем то же самое, что быть оптимистом. Оптимист просто ожидает улучшений в погоде, экономике, учебе, материальном положении и так далее. Надежда — это не слепой оптимизм. Она основана на Божьей верности и обетованиях, дарованных Им в прошлом. Надежда полагает, что Бог исполнит то, что Он сказал, потому что Он верен и истинен. Бог доказал, что на Него можно положиться. Его неизменность и истинность лежат в основе нашей надежды.

Несомненно, основанием нашей надежды является смерть Иисуса на кресте. Когда мы смотрим на крест, мы можем увидеть самое сильное доказательство Божьей любви к нам. Христос, умирающий за нас на кресте, дает нам и всей Вселенной величайшее откровение того, каким является Бог. Таким образом, мы, падшие и смертные существа в бесконечном космосе, можем обрести надежду, которая заключается не в нас самих и не в наших достижениях, но в нашем Боге, явившем Себя нам на кресте.

Каким образом надежда на Второе пришествие основана на верных Божьих обетованиях? Какое влияние эта надежда оказывает на нашу жизнь? Как мы должны жить, чтобы наша жизнь отражала надежду вместо отчаяния?

Прочитайте высказывания Эллен Уайт в книге «Вы примете силу» в разделе за октябрь «Готовые к получению Духа».

В заключение нашего изучения деятельности Святого Духа можно сделать вывод, что Святой Дух работает в гармонии с Богом Отцом и Богом Сыном для совершения нашего спасения. Святой Дух пробуждает нас от духовной смерти. Он ведет нас к осознанию нашей греховности и открывает нам глаза на тот факт, что мы сами по себе являемся погибшими. Он пробуждает в нас стремление к переменам и приводит нас к Иисусу Христу, Который Один может удовлетворить наши глубинные потребности. Он дает нам уверенность в спасении, потому что Он всегда указывает нам на Иисуса и на то, что Он сделал для нас. Он убеждает нас уподобляться Иисусу. Он поддерживает нашу веру в нашем хождении с Богом. Он дает нам возможность исполнять волю Божью и эффективно участвовать в служении. Под Его влиянием написанное Слово Божье становится путеводителем и наставником в нашей христианской жизни и вере. Где были бы мы без Святого Духа? Что смогли бы мы сделать без Святого Духа? Мы были бы несчастными и погибшими и не смогли бы сделать ничего такого, что воздавало бы Богу славу и честь. Слава Иисусу за то, что обещал и послал Святого Духа. «Святой Дух был наивысшим из всех даров, которые Он [Иисус] мог испросить у Своего Отца для возвышения Своего народа» (Э. Уайт. Вы примете силу, с. 13).

Вопросы для обсуждения:

1. Поразмышляйте над тем, что такое грех и что такое праведность. Почему понимание греха и праведности нами, христианами, верящими в Библию как в Слово Божье, отличается от понимания неверующих людей? Каковы эти различия? Чем отличается библейское учение о грехе и праведности от других учений?

2. Поделитесь с членами вашего класса субботней школы своими мыслями о том, какой аспект работы Святого Духа является наиболее ценным для вас. Как он повлиял на вашу жизнь?

3. Порассуждайте в классе о надежде, которую мы имеем в Иисусе. Каковы причины этой надежды? Если вас попросят дать «отчет в вашем уповании» (1 Петр. 3:15), то каким будет ваш ответ и почему? Какие убедительные аргументы вы можете привести?

4. Что такое уверенность в спасении? Есть ли она у вас? На чем она должна основываться? И чем уверенность отличается от предположения?