СШ

Молодежная Субботняя Школа

Урок 2. 1–7 апреля. Наследие, неподвластное гибели

"Паси овец Моих. Первое и Второе послания Апостола Петра" - пособие по изучения Библии для молодежи на II квартал 2017 года

Электронный вариант урока Субботней Школы (Пособие по изучению Библии) предоставлен издательством «Источник жизни». Пособие по изучению Библии вы можете приобрести в Книжных центрах вашего региона.

CШ II квартал 2017 год (PDF) Аудио (MP3) ePub FB2 MOBI  


 
 

Вступление

1 Петр. 1:3, 4, 13

«Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби´те друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1:22).

Страх, окутавший меня, был буквально осязаемым. Я добросовестно работала врачом уже несколько месяцев, но это ночное дежурство было для меня первым. Я принимала сложных пациентов и боялась что-нибудь пропустить. У меня было много знаний, но так мало опыта. Под рукой было все необходимое — накрахмаленный белый халат с моим именем на нем, холодный металлический стетоскоп и даже именной бейдж. Но я чувствовала себя ужасно.

Добросовестно копаясь в медкарте каждого пациента, с каждой медицинской проблемой я обращалась и к своей «синей книжке». Подобное пособие есть у всех интернов, которые руководствуются его подсказками, чтобы быть уверенными — они ничего не упускают. С каждым новым днем в интернатуре моя книжка нужна была мне все меньше и меньше не потому, что необходимость в информации отпала, но потому, что эта информация стала частью меня. Я выучила ее наизусть, я владела ею, я знала ее.

Петр знал Учителя, наверное, лучше всех остальных. Он знал, что быть новичком, «интерном», неокрепшим христианином трудно. Петр имел преимущество личного общения с Христом, но, несмотря на это, даже он оступился.

Осознавая хрупкость своей человеческой природы и отчаянную нужду в искуплении, Петр писал: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Петр. 1:3, 4).

Признавая человеческую слабость, Петр призывает читателей помнить о том, что без благодати они пойдут ко дну так же, как и он в ту ночь, когда Иисус предложил ему пойти по воде. «Пусть поэтому ваш разум будет трезв и всегда готов к действию. Возложите все свои надежды на Божью доброту, которая будет вам дарована в День явления Иисуса Христа» (1 Петр. 1:13, пер. РБО).

Опираясь на богатый опыт и приобретенные знания, Петр написал свое Первое послание, чтобы оставить нам руководство к действию, «синюю книжку», к которой мы могли бы обращаться в трудные времена. В такие моменты мы нуждаемся в благодати и прощении Христа, чтобы увидеть путь, ведущий к Нему. Все мы должны прилежно изучать свою личную «синюю книжку» — Библию, как можно чаще использовать ее и надеяться, что однажды она станет частью нас.

Лиза Херман, Нэшвилл, Теннесси, США

Доказательство

1 Петр. 1:13

Первое и Второе послания были написаны Петром специально для еще неокрепших христианских общин сотни лет назад. В посланиях освещены многие проблемы, волновавшие в то время верующих. Хотя некоторые указания требуют пояснений для современного общества (например, совет по поводу отношений «раб — господин» можно связать с взаимоотношениями в современной трудовой сфере), остальные тексты в высшей степени уместны и актуальны сегодня. Автор недвусмысленно призывает нас остерегаться разврата и лжеучителей, побуждает быть достойными супругами и заботиться о своей семье.

Для того чтобы понять предпосылки написания посланий, нам необходимо еще раз обратиться к личности их автора. Первое письмо Петра было записано на греческом языке. Оно датируется приблизительно 60 г. н. э., что относит послание ко времени правления римского императора Нерона, устроившего гонения на христиан. Традиционно считается, что Марк служил Петру в Риме и, возможно, помогал апостолу, находившемуся в тюрьме, записывать тексты посланий.

«Хотя первые гонения на христиан не являются основной темой посланий, эта проблема упоминается между строк, так как приходится на период возросшей религиозной враждебности».

В 1 Петр. 1:13 автор убеждает своих читателей препоясать «чресла ума». И живое воображение рисует человека в длинном одеянии, которое он носит каждый день и которое ему приходится подвязывать во время каких-либо активных действий, чтобы не запутаться в нем и не споткнуться. Петр дает четкие советы верующим, переживающим, что из-за своей веры они окажутся вне жизни общества, его «допустимых» стандартов. Первое послание Петра призывает преодолеть влияние отягощающего нас прошлого.

ДИСКУССИЯ

У Петра, автора посланий, не было Интернета, СМИ или межсетевого общения, которые существуют в нашей жизни сегодня. Какие отрывки из его трудов можно было бы напрямую использовать по отношению к нашему миру, где все взаимосвязано?

Джоанна Бьёрк, Бисмарк, Северная Дакота, США

Слово

1 Петр. 1

Parepidemoi (Парепидемой) (Ин. 3:16; Рим. 8:28–30; Еф. 1:4; 1 Петр. 1:1–3)

Parepidemoi. Это похоже на название существа, плавающего где-то в темных водах океана, и с точки зрения эмоциональной составляющей звучит довольно подходяще. Греческое слово, используемое в 1 Петр. 1:1 и 2:11, переводится как «пришельцы», «странники» или «изгнанники». Буквально оно означает  «люди, находящиеся вдали от дома», что совершенно точно описывает положение первых христиан, многие из которых были вынуждены покинуть родину из-за своей веры.

Поразительно, что это слово использует именно Петр, один из первых учеников, который прежде был готов сражаться за царство на земле. Духовный рост лишь немногих героев Библии описан так, как в случае с Петром. Использование им слова parepidemoi подчеркивает тот факт, что апостол понимал бренную природу христианской жизни. По словам Петра, мы — просто прохожие на этой земле, на смену которой придет новая земля. Истинный дом ожидает нас в мире, пока не видимом глазу.

Человек, который однажды пренебрежительно отрекся от Иисуса, в двух книгах, носящих его имя, не выставляет напоказ свою связь с почитаемой теперь Личностью. Петр всего лишь называет себя «апостолом» (1 Петр. 1:1) и отмечает, что является «свидетелем страданий Христа» (1 Петр. 5:1). В христианском сообществе он представляется просто «таким же пастырем». Когда Петр говорит о себе, что разделит «славу, которая должна открыться» (см. там же), невозможно, читая его слова, полные надежды и даже ликования, оставить без внимания, в каких обстоятельствах они были написаны. Хотя нам неизвестно точное время написания послания, ясно, что Петр писал его в конце своего жизненного пути, прекрасно понимая, что все в его жизни изменится не в лучшую сторону (см. Ин. 21:18, 19). Если Петр имеет в виду Рим, упоминая «Вавилон» в 1 Петр. 5:13, значит, можно почти определенно сказать, что пишет он, находясь в столице Римской империи. Как гласит традиция, именно там апостол принял мученическую смерть.

«Изгнанники», к которым обращается Петр, это далеко не изгои. Наоборот, они — поразительное взаимоисключение — избранные Богом (см. 1 Петр. 1:2). Откликнувшись на открытый Божий призыв, эти люди благодаря Духу обрели силу жить освященной жизнью и теперь свидетельствуют о благодати Божьей и жертве Христа. Слова Петра одновременно подтверждают триединство Божества и особо отмечают, какую роль каждая Личность — Отец, Сын и Святой Дух — выполняют в нашей жизни.

Использование Петром греческого термина eklektoi — «избранные» — требует богословского объяснения, особенно в сочетании с греческим словом prognosis, переводимым как «предведение». С помощью подобных текстов была разработана доктринальная концепция о предопределении. Согласно этой концепции, Бог предызбрал одних людей к спасению, а других — к гибели. Во 2 Петр. 3:9 автор проливает свет на эту проблему свободы выбора, данной человеку: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

Спасение открыто предлагается каждому. В Рим. 8:28–30 Павел рассуждает о том, как Бог совершает Свою работу в жизни тех, кто любит Его, «кто был призван по Его изволению». Далее он продолжает: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил».

Неподвластное гибели наследие (1 Петр. 1:3–9)

Петр указывает своим читателям на «наследство нетленное» (1 Петр. 1:4). Не тронутая грехом вечность, ожидающая впереди, противопоставлена временным испытаниям, встречающимся на жизненном пути. По сути, Петр сравнивает веру, которую христианин совершенствует в своей повседневной жизни, с очищенным огнем золотом. Как и золото в пламени огня, наша вера очистится и станет истинной.

«Потому что Я свят» (1 Петр. 1:13–21)

Петр наставляет своих читателей: «Посему… препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Петр. 1:13). Это призыв действовать и оставаться твердыми в вере. Нас призывают быть внимательными, рассудительными, сосредоточенными и в то же время уверенными в благодати, даруемой Спасителем, Который уже совершил все за нас.

Петр цитирует слова Божьи, записанные в Лев. 11:44: «Будьте святы, потому что Я свят», где они звучат в контексте повеления о чистой и нечистой пище (см. Деян. 10:9–16; Лев. 11). Петр был слишком хорошо знаком с этой частью закона Моисеева, судя по тому ошеломляющему видению, в котором Бог предлагал ему в пищу чистых и нечистых животных и благодаря которому апостол полностью признал язычников (неиудеев) верующими братьями и сестрами во Христе.

Как же нам, христианам, в таком случае достигнуть святости? Мы должны любить друг друга «от чистого сердца» (1 Петр. 1:22). Если же мы не любим «своих братьев-христиан нелицемерной любовью», это является явным свидетельством того, что нет в нас истины.

ДИСКУССИЯ

1. Как нам жить, учитывая противоречия, существующие между нашей жизнью на земле и нашим вечным домом?

2. Какие изменения происходят в нашей жизни благодаря надежде на неподвластное тлению будущее, которое ожидает нас?

3. Что означает сосредоточиться на святости, когда, даже приложив все свои усилия, мы по-прежнему будем далеки от идеала, явленного Христом? Может, нам следует говорить о святости в целом, не вдаваясь в детали?

Томпол Уилер, Нэшвилл, Теннесси, США

Свидетельство

1 Петр. 1:8, 9

Моя подруга Ровена недавно обнаружила, что ее кошка Ники, как и другие кошки, особенно любит играть с игрушкой-дразнилкой — палочкой, на конце которой висит какой-нибудь дразнящий предмет. Ровена водит палочкой из стороны в сторону, а Ники прыгает и бросается на нее, пытаясь схватить искусственную мышь до того, как она дернется в сторону.

В стихотворении Роберта Браунинга «Андреа дель Сарто» есть слова: «Предел возможностей человека должен быть превзойден, иначе для чего нужны небеса?». В том, что касается Ники, это высказывание кажется правильным. Но как может христианин осмыслить саму идею спасения?

«Многие из тех, кто искренно стремится к святости сердца и непорочной жизни, сбиваются с пути и падают духом. Они постоянно думают о себе и сокрушаются о своей малой вере. В результате они считают, что по причине своего неверия недостойны принять Божье благословение. Такие люди ошибочно принимают чувства, которые испытывают, за веру. Они недооценивают простоту истинной веры, из-за чего их души погружаются во тьму. Им следует перестать смотреть только на себя. Они должны полагаться на милость и благодать Божью, вспоминать Его обетования и просто верить, что Он исполнит Свое слово».

«Ни в коем случае не следует настраивать себя на ощущение определенных эмоций. Сегодня мы можем не чувствовать того мира и радости, что испытывали вчера. Но мы должны верой ухватиться за руку Христа и довериться Ему и во тьме так же, как и при полном свете».

«Святость — это не чувственная экзальтация; это полное подчинение воли Богу; быть святым — значит жить всяким словом, исходящим из уст Божьих; это значит творить волю нашего Небесного Отца; это значит доверять Богу в испытаниях, во тьме и в свете; это значит ходить верой, а не зрением; это значит полагаться на Бога с твердой уверенностью и покоиться в Его любви».

ДИСКУССИЯ

1. Сатана прекрасно видит все наши слабые места и нацеливается на них. В чем вы более всего уязвимы?

2. Если вера — это не чувство, тогда что же это?

Кристина Расмуссен, Лорел, Мэриленд, США

Практика

Ин. 3:7; 1 Тим. 2:4; 1 Петр. 3:21, 22; 4:3; 2 Петр. 3:9

Сталкиваясь с испытаниями, мы зачастую балансируем на пределе возможностей, думая о том, что пора опустить руки и сдаться. Как же нам обрести надежду в таких ситуациях? Петр говорит нам: «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1 Петр. 1:13).

Не нужно ждать, пока Иисус дарует нам Свою благодать. Она может излиться на нас прямо СЕЙЧАС. Как же нам тогда жить? Следует ли просто надеяться на Иисуса и ожидать, что все будет хорошо? Может, нам просто надо жить, как живется, и не заботиться больше ни о чем?

Петр советует нам «бодрствовать», чтобы в порыве эгоизма мы не стремились к «прежним похотям» (см. 1 Петр. 1:13, 14). Отец «нелицеприятно судит каждого по делам» (1 Петр. 1:17). Итак, совершенно ясно, что Господь ожидает от нас конкретных действий. В чем же они заключаются?

Петр советует нам любить друг друга от чистого сердца (см. 1 Петр. 1:22). Для многих такая формулировка покажется довольно-таки свободной и неясной. Мы столько раз слышали эти слова, что они, возможно, в чем-то утратили для нас свою значимость. Читайте дальше до начала второй главы. Петр перечисляет такие качества, как «злоба и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие» (1 Петр. 2:1), от которых мы должны очистить свою жизнь.

Возможно, вы думаете, что уже сделали достаточно на этом пути, и считаете, будто подобные проблемы к вам не относятся. Я полагаю, Петр знает о человеческом характере больше, чем нам кажется. В 1 Петр. 2:12 он советует нам «следить за своим поведением, находясь среди своих неверующих соседей» (пер. с англ. New Living Translation Bible. — Прим. пер.). Если бы жить праведной жизнью было легко, зачем об этом говорить? Но быть праведником нелегко. Мир будет пытаться сбить нас с этого пути. Но мы почитаем себя в этом мире «временно проживающими». От Петра мы слышим слова ободрения и мудрые советы относительно того, как жить, чтобы не пасть жертвой искушений, встречающихся на нашем пути.

ДИСКУССИЯ

1. Что конкретно вы можете предпринять сегодня, чтобы еще на шаг приблизиться к праведной жизни?

2. Какие еще три черты характера вы могли бы добавить к качествам, перечисленным Петром в 1 Петр. 2:1? Покажите свой список другу и сравните написанное с его перечнем. Относится ли к вам какое-то из качеств, перечисленных вашим другом?

Брент Дж. Бергхем, Уолла-Уолла, Вашингтон, США

Мнение

1 Петр. 1:1–25

Переселенные. Возмущенные. Обиженные. Так могли чувствовать себя переселенцы, которых заставили покинуть свои дома: «Я все делаю правильно, в чем я ошибся?». Трудности, с которыми они столкнулись, — лишь временное явление, испытывающее искренность их веры. Петр напоминает этим людям, что их вера намного драгоценнее золота. Однако они все еще нуждаются в наставлении и советах.

«Будьте святы во всех поступках» (1 Петр. 1:15). Петр говорит: «Ваша вера может быть христианской, но будет ли христианской ваша жизнь?». Может быть, мы, христиане, научились произносить яркие, вдохновенные проповеди, подчеркивая в них все необходимые нюансы, но сделать первый шаг в своей личной христианской жизни так и не смогли?

Петр отмечает, что всем нам пришлось пройти долгий путь, чтобы оставить позади свое наполненное грехами прошлое. «Не сообразуйтесь с прежними похотями» (1 Петр. 1:14). Все мы когда-то не знали Бога. Мы не должны продолжать жить, как раньше, только из-за своего неведения в прошлом. Петр оставил для нас яркий пример. Нам больше не нужно зависеть от того, что досталось нам от отцов (см. 1 Петр. 1:18). Вместо этого мы должны помнить, что были искуплены «драгоценною Кровию Христа» (1 Петр. 1:19).

Будучи людьми, мы следуем тому примеру, который нам знаком. Легко придерживаться обычаев и верований, передающихся из поколения в поколение. Продолжать то, что делал всегда, почти входит в привычку. Но правильно ли это?

Петр детально рассматривает, как человеку вести себя, советуя: «постоянно люби´те друг друга от чистого сердца» (1 Петр. 1:22). Легко сосредоточиться на том, что нужно делать, но неужели мы забыли о том, как это следует делать? Совету апостола предшествует объяснение Павла: «Послушанием истине очистились вы для братолюбия нелицемерного» (стих 22, ИПБ). Важно помнить, что мы можем любить только благодаря оставленному нам примеру.

ДИСКУССИЯ

1. Почему из всех наставлений, которые Петр мог дать своим современникам, он выбрал именно проблему поведения?

2. В 1 Петр. 1:22 говорится: «Постоянно люби´те друг друга от чистого сердца». К кому могут относиться слова «друг друга»?

Яниз Сили, Ултева, Теннесси, США

Исследование

1 Петр. 1:22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из слов Петра видно, что апостол обеспокоен тем, как помочь неокрепшей церкви Христовой понять, что означает жить праведной жизнью. Его труды полны полезных наставлений по всем возможным вопросам — от рабства до проблемы с лжеучителями. Но суть вести Петра — призыв к святой жизни, основанием которой является благодать Божья, доступная нам благодаря смерти Его Сына. Праведная жизнь отрицает сосредоточенность на самом себе. Это — призыв горячо любить друг друга и хранить свое сердце от того, что заставит нас думать не о других, а только о себе.

ЗАДАНИЯ

Составьте список того, за что вы благодарны Богу, и повесьте его на видном месте, например, на зеркале в ванной.

Нарисуйте что-нибудь, изображающее ваши представления о чистом сердце. Какого цвета может быть бескорыстие? Какую оно может иметь форму? Покажите свой рисунок другу и объясните, что он значит для вас.

Заведите молитвенный журнал и записывайте в него свои просьбы за других людей. Повесьте список на холодильник или купите маленькую магнитную доску, на которой можно было бы записывать имена и ситуации людей, нуждающихся в ваших молитвах.

Оградите свой разум от зла, каждый день уча наизусть или записывая стихи из Священного Писания. Выберите любой библейский отрывок, который вам нравится, например Кол. 3:1–17 или Пс. 46. Составьте план, по которому будете учить наизусть по два стиха в неделю, пока не запомните отрывок полностью.

Запланируйте на каждый день хотя бы одно доброе дело. Просматривайте свой молитвенный журнал (см. выше), решая, что можно сделать для одного конкретного человека из списка, чтобы поддержать его не только своей молитвой. Вы можете позвонить ему, отправить открытку, приготовить какое-нибудь блюдо или просто уделить ему свое время.

Посвятите свой день планам Святого Духа, используя любую предоставляемую Им возможность, чтобы ваша жизнь была наполнена любовью и служением.

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

Э. Уайт. Наглядные уроки Христа, гл. 7 «Подобно закваске».

Макс Лукадо. «Я — не центр Вселенной».

Paul D. Parkinson, Unselfish: Love Thy Neighbor as Thy Selfie (Unselfish Stories, 2015).

Крис Коффин Стивенсон, Рино, Невада, США