Новости

Новости ЕАД

Ниневия, город великий

Во дни разделения Израиля Ниневия, столица Ассирийского царства, была одним из самых больших городов древнего мира. Основанная на плодородных берегах Тигра, вскоре после рассеяния народов, происшедшего у Вавилонской башни, Ниневия успешно развивалась на протяжении целых столетий, пока не превратилась в «город великий … на три дня ходьбы» (Ион. 3:3).

Во времена своего процветания Неневия была средоточием преступлений и нечестия. Писание называет ее городом кровей, полным обмана и убийства (см. Наум. 3:1). В образных выражениях пророк Наум сравнивает Ниневию с жестоким, прожорливым львом. «Ибо на кого, — спрашивает он, — не простиралась беспрестанно злоба твоя» (Наум. 3:19).

Тем не менее Ниневия, какой бы нечестивой она ни была, не полностью погрузилась в беззакония. Тот, Кто «видит всех сынов человеческих» (Пс. 32:13) и «все драгоценное видит глаз его» (Иов. 28:10), замечал в этом городе людей, которые стремились к чему-то возвышенному и лучшему и которые, если бы им предоставилась возможность познать живого Бога, оставили бы свои злые дела и служили бы Ему. В Своей премудрости Бог открылся им самым очевидным образом, чтобы по возможности привести их к покаянию.

Для осуществления этой задачи Он избрал пророка Иону, сына Амафиина. К нему было слово Господне. «Встань, иди в Нинению — город великий и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:1, 2).

Так как пророк думал о трудностях и кажущейся невозможности осуществления этой задачи, он был искушаем оспорить благоразумность призыва Божьего. С человеческой точки зрения казалось, что не будет никакого толка от проповеди такой вести в этом гордом городе. Пророк забыл, что Бог, Которому он служил, был премудрым и всемогущим. В то время как он продолжал колебаться и сомневаться, сатана совершенно обескуражил его. Пророка охватил такой страх, что он «встал… чтобы бежать в Фарсис».

На Иону возлагалась величайшая ответственность, но Тот, Кто поручил ему это дело, был достаточно силен, чтобы поддержать его и привести к успеху. Если бы пророк беспрекословно повиновался Богу, он избежал бы тех горьких переживаний, которые впоследствии выпали на его долю, и получил бы обильные благословения. Однако Бог не оставил Иону в его отчаянии. Пройдя через многие испытания, пережив необыкновенные происшествия, пророк должен был научиться проявлять свое доверие к Богу и Его безграничной силе спасать.

Если бы тогда, когда Господь только сказал ему об этом, Иона серьезно обдумал все, он понял бы бессмысленность своих попыток избежать возложенной на него Богом ответственности…

Его весть звучала не напрасно. Слова Ионы передавались из уст в уста, пока, наконец, все жители города не услышали невероятное предостережение. Под влиянием Духа Божьего каждый осознал эту весть, и многие, дрожа от страха за свой беззаконный образ жизни, раскаялись пред Богом в глубоком смирении…

Когда царь и знать вместе с народом, от высокородных особ до простолюдинов, «покаялись от проповеди Иониной» (Мф. 12:41) и единодушно обратились к небесному Богу, тогда даровал Он им милость. «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион. 3:10). Они были помилованы, а Бог Израилев и Его закон возвеличены и прославлены во всем языческом мире. Но много лет спустя Ниневия стала добычей окружающих народов, потому что забыла Бога и возгордилась…

Во время Своего земного служения Христос ссылался на последствия проповеди Ионы и сравнивал язычников-ниневетян с так называемым народом Божьим Своих дней. «Ниневитяне, — сказал Он, — восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:41). Христос пришел в мир, который был поглощен корыстью и конфликтами, возникающими на этой почве, когда люди, занятые нечестными торговыми сделками, любыми средствами добивались своей цели, и среди этой суеты подобно трубе Божьей раздался Его голос: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:36, 37).

Подобно тому как проповедь Ионы была свидетельством для ниневитян, так и проповедь Христа являлась свидетельством для Его поколения. Но как по-разному было принято это свидетельство! Однако, несмотря на равнодушие людей и их насмешки, Спаситель продолжал трудиться, пока не завершил Свою миссию.

В том, что наши современники по-настоящему нуждаются в познании сущности и намерений Господа так же, как в свое время древняя Ниневия, содержится урок для Божьих посланников. Вестники Христа должны направлять взоры людей к лучшему миру, о котором те почти забыли. Согласно Священному Писанию, единственный город, который будет стоять вечно, это город, архитектором и строителем которого является Бог. Глазами веры люди могут взирать на преддверие неба, озаренное славой Божьей. Через Своих служителей Господь Иисус призывает людей свято бороться за право обладания бессмертным наследием. Он призывает их собирать себе сокровища, которые хранятся на небе у престола Божьего.

Э. Уайт, Пророки и цари, глава 22