Трансъевропейский дивизион (ТЕД) охватывает разнообразное религиозное пространство, в котором доминирующими мировоззрениями являются светское постхристианство, ислам и Восточное православие. Православие имеет особенно значительное культурное и духовное присутствие в нескольких странах. Православная идентичность тесно связана с национальной идентичностью в странах, где большая часть населения являются приверженцами православия.
Конференция «Адвентистская миссия в православных культурах
На этом динамичном фоне, впервые в истории адвентизма, в рамках совместной инициативы Трансъевропейского дивизиона (ТЕД), Интеръевропейского дивизиона (ИЕД), Украинской миссии, Евро-Азиатского дивизиона (ЕАД) и Адвентистской миссии офиса Генеральной конференции, более 100 представителей из 23 стран встретились в Пловдиве, Болгария, с 26 по 28 ноября. Их целью было изучить роль и эффективность адвентистской миссии в контексте православных культур. Хотя на конференции были представлены научные доклады, презентации на тему «Быть адвентистом в своей стране» были не менее важны для создания основы для стратегических рекомендаций на будущее.
В пяти странах на территории ТЕД большая часть населения придерживается православия: Греция (90%), Сербия (84%), Кипр (89%), Черногория (72%) и Северная Македония (65%)1. В других странах, таких как Босния и Герцеговина (31%), Албания (20%), Латвия (13%), Эстония (16%), Литва (4%) и Хорватия (3,2%), православные общины составляют меньшую, но все же влиятельную часть общества. Все последние данные на 2023 год во всех странах показывают общее снижение числа приверженцев на 4-10 % по сравнению с данными опроса Исследовательского центра Пью 2017 года2.
В чем заключаются уникальные традиции православной культуры? Что адвентисты должны знать о восточном православии в контексте своей миссии? Могут ли собравшиеся из разных стран послужить платформой для разработки ресурсов, исследований и практических идей для насаждения новых групп верующих на этих территориях?
Основные принципы
Приветствуя участников конференции в Болгарии, где 59% населения относят себя к православным, Милен Георгиев, президент Болгарской унионной конференции, поделился некоторыми основными принципами конструктивного общения и дружбы с православными христианами.
- Считать других выше себя.
- Прежде чем проповедовать другим, мы должны сначала начать применять истину на практике в своей жизни, а затем посмотреть, как они применяют ее в своей жизни.
- Превозносить Иисуса — не нашу деноминацию или себя.
Православие и традиции
Православные христиане верят, что Бог открывает себя не только в Священном Писании, в Иисусе Христе и апостолах, но и в мудрости и «Священном Предании Православной Церкви». Предание рассматривается как жизнь церкви и свет Святого Духа. «Будучи верной хранительницей Священного Предания, Церковь является единственным верным хранителем и толкователем Священного Писания»3.
Имантс Гипслис (президент Латвийской конференции) в своем докладе о том, как адвентисты пытаются наладить контакт с православными христианами в Латвии, подчеркнул необходимость уважения как их веры, так и национальной идентичности. Кроме того, он сказал: «Не ждите, что они оставят свою церковь, но поговорите об их личном опыте общения с Богом».
Когда православные становятся адвентистами
В своей презентации о всемирном присутствии Восточного православия Лауренциу Нистор, преподаватель Университета Адвентус Черника, Румыния, рассказал о практических проблемах, с которыми сталкивается православный христианин, становясь адвентистом. Как сказал один новообращенный член Церкви: «Мне нравится моя новообретенная вера, я глубже погружаюсь в Слово Божье через проповеди и изучение Библии. Но я продолжаю ходить в собор по воскресеньям, чтобы почувствовать «Божье присутствие» и наполниться присутствием Божьим. Я заметил, что в адвентистском богослужении слишком мало музыки и молитвы, необходимых моей душе».
В ответ Игорь Митрович из Сербии спросил: «Достаточно ли привлекателен адвентизм в эстетическом смысле? Я спрашиваю об этом, потому что меня беспокоит, что на арене адвентистского богослужения нет той красоты, которая могла бы вдохновить православного человека».
Кристиан Думитреску, также из Университета Адвентус Черника, присоединился, заметив, что: «Истина воспринимается не только через интеллектуальный канал, но и через эмоциональный».
Адвентизм и православие
Как раз к конференции была приурочена предварительная презентация книги 2025 года «Адвентизм и Православие: Исторические, богословские и миссиологические мосты»), приглашающая адвентистское сообщество вдумчиво разобраться в культурных и богословских проблемах взаимодействия с православной верой. Двадцать авторов книги, представляющих разные слои общества — богословов, педагогов, пасторов и основателей церквей, — являются специалистами по взаимодействию с православной религией и культурой.
Соредакторы Энтони Вагенер-Смит и Тихомир Ласич, присутствовавшие на презентации в режиме цифровой конференции, назвали презентацию книги «одновременно размышлением о прошлом и призывом к взаимодействию с настоящим и будущим… к переосмыслению миссии Церкви через преобразующую призму Божьей работы внутри, через и вокруг нас». Это подчеркивает необходимость того, чтобы миссия Церкви «в православных регионах и среди диаспоры осуществлялась в чутком и совместном взаимодействии»4.
Начало реализации научно-исследовательского проекта
В то время как предварительная презентация книги свидетельствовала о том, что адвентизм встречается с восточным православием, другая презентация на этой конференции показала, что эти исследования и общение были всегда. В частности, совместно с офисом Адвентистской миссии Генеральной Конференции и исследователями Университета Эндрюса Петром Цинкалой и Рене Драммом участникам было предложено поделиться опытом того, как они росли в православной среде будучи адвентистами или будучи православными христианами в прошлом.
Стратегические рекомендации
Чтобы любая конференция имела ценность, в ней всегда должен присутствовать элемент «что дальше». Чтобы изучить, как адвентисты могут лучше понять православную культуру и религиозные обряды, одновременно реализуя свои уникальные ценности и призвание приобретать учеников, готовясь к скорому возвращению Христа, были предложены три основные рекомендации:
- Повысить осведомленность Церкви о том, как адвентистская миссия может быть связана с православной религией и культурой.
- Предусмотреть пилотные проекты на местах.
- Создать всемирное консультативное совещание, которые будут способствовать выполнению первых двух рекомендаций: одна будет направлена на повышение осведомленности, а другая — на реализацию практических проектов.
Энтони Вагенер-Смит, директор миссионерского отдела ТЕД, размышляя над этими стратегическими рекомендациями, сказал: «Я верю, что они вызовут правильные вопросы у наших церковных организаций и создадут дополнительный импульс после конференции».
Пожалуй, лучше всего суть этой конференции передают слова Евгения Зайцева, доктора философии, директора ИБИ Евро-Азиатского дивизиона:
«Самое главное, на что следует обратить внимание при общении с представителем любой из православных групп, — это пример христианского благочестия, который должен проявлять каждый адвентист седьмого дня. Часто именно подлинная христианская жизнь является самой мощной проповедью и самым убедительным аргументом в пользу библейской истины… Христос должен отражаться в вас, в вашем характере, в ваших словах и поступках. Только тогда… ваш диалог с православным верующим будет успешным и плодотворным»5.
1 Лауренциу Нистор в своем выступлении на конференции.
2 Pew Research Center. (2017). Православное христианство в XXI веке. Цифры обновлены с учетом данных за 2023 год из многочисленных источников.
3 Цитата А. И. Сидерова из презентации Евгения Зайцева, доктора философии, директора ИБИ Евро-Азиатского дивизиона.
4 Newbold Academic Press. (2025). Адвентизм встречается с восточным православием: Исторические, богословские и миссиологические мосты. Поступит в продажу в начале 2025 года.
5 Там же, с. 196, Евгений Зайцев.
Дэвид Нил,
Пловдив, Болгария
[Фотографии: Саня Вранич, Дэвид Нил и Shutterstock].